Католическая религия, по Зомбарту, является основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру». Сильное основное религиозное настроение держалось в широких массах католиков всех стран и проникало в недра деловой жизни: кто бога не боится, того следует считать дурным во всем. В pai шюю эпоху капитализма религия имела выдающееся значение для жизненного устройства. Этому способствует обязательная тайная («ушная») исповедь, распространение многочисленных морально-богословских книг решений, в которых для различных жизненных обстоятельств, хозяйственных дел устанавливались и казуистически разъяснялись соответствующие церковному учению правила поведения (12, 176). Таким образом, религиозное настроение «существенно связвыва-ло», смягчало предпринимательство pat {некапиталистической эпохи: «купцы и промышленники в XVIII столетии все также благочестивы» (12, 175). 344
Зомбарт подчеркивает, что все жизненные отношения получали свое религиозное освящение в том смысле, что оно частью задерживало их развитие, а частью способствовало. Во-первых, тесная связь церковно-рели-гиозных тенденций с наиболее сильными элементами государства, в одном случае, способствует развитию коммерческого духа (Флоренция). В другом — поддержание «вечных войн против неверных» сохраняло господство рыцарско-религиозного идеала, который сплетал феодализм и фанатизм в жизнепонимание, наименьшим образом соответствовавшее капиталистическому духу (Испания). Национальным героем Испании стал наименее капиталистический тип в мировой истории — последний странствующий рыцарь, привлекательный и симпатичный (подчас жалкий) Дон-Кихот (12, 181). Во-вторых, папы, с их финансовым хозяйством, оказали оживляющее воздействие на капиталистический дух. Создавая (XVII в.) мощную, охватывающую весь культурный мир налоговую систему, римская курия инициирует выделение крупного купечества и могущественных международных банкиров. Этим она способствует образованию капиталистической системы хозяйства, а тем самым (косвенно) и возникновению капиталистического духа. В-третьих, это влияние самой католической церкви своим учением, массовым следованием религиозным заповедям на ускорение образования капиталистического духа (12, 182). Зомбарт особо подчеркивает значение религиозной системы — учения Фомы Аквинского, которая, начиная с XIV столения, господствует над офицальным (т. е. несектантским) католичеством. По мнению Зомбарта, в нем соединились о одно целое два составных элемента христианской религии: религия любви и милосердия Павла и Августина и религия Закона. Устранение дуализма Закона (внутримирская этика) и Евангелия (надмирская этика) способствует единению естественного закона с разумной целью христианского нравственного закона. По Зомбарту, основная идея Закона у Фомы Аквинского — это рационализация жизни: вечный божественный закон мира и природы, закон разума, — имеет задачей устранение и упорядочение чувственности, аффектов и страстей в направлении к цели разума. «Грехом в человеческой деятельности является то, что обращается против порядка разума» (12, 183). Внутри естественного, сотворенного, похотливого мира как бы строится свободно рожденный, нравственный, разумный мир. Действительное средство побудить человека к поведению, согласному с разумом, — страх божий: он побуждает в человеке стремление к. рационализации и методизации жизни. Данная идея рационализма должна оказывать существенное содействие развитию капиталистического образа мыслей, которые сами по себе являются рациональными, направленными к цели. Зомбарт подчеркивает, что «идея наживы наряду с экономическим рационализмом означает ведь, в сущности, не что иное, как применение жизненных правил, вообще предписывающихся религией, к сфере хозяйственной жизни» (12, 183).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Католицизм» з дисципліни «Історія і теорія соціології»