Обращение Зомбарта к генезису нового для европейской культуры хозяйственного образа мыслей необходимо, чтобы понять ход эволюции капитализма и суть современного капиталистического духа. «Это дух наших дней. Тот самый, который одушевляет каждого американского «человека доллара» и каждого летчика, тот дух, который гоподствует над всем нашим существом и управляет судьбами мира» (12, 19). Однако это не исключает того, что а) подобный же хозяйственный дух развивался уже когда-то раньше в культурах старого мира; б) этот уже ранее существовавший дух замешан в создании современного капитализма. В историческом рассмотрении Зомбарт выделяет докапиталистическое хозяйствование в культурах старого мира до времени позднего средневековья (VIII—XII вв.). Докапиталистический человек — это естественный человек, из природы (потребностей) которого рождается расходная форма ведения хозяйства: сколько он расходует в жизни, столько должен и заприходовать. Она формрует идею «достойного содержания, соответствующего положению в обществе» (12, 12), которая господствует над всем докапиталистическим хозяйствованием. Соответвенно образу жизни (положению в обществе) формируются два разных по величине и составу слоя (сословия) населения: 1) господа, богачи, сеньоры с «сервильным» образом жизни вне хозяйственного труда; 2) масса народная — крестьяне, ремесленники, бедняки, озобоченные идеей «пропитания». После падения Римской империи происходило запустение городов и преобладающим стал аграрный характер культуры. В хозяйственном строе докапиталистической эпохи преобладает самодовлеющее хозяйство с двоякой организацией: а) крестьянское хозяйство в сельских общинах и б) поместное хозяйство в крупных землевладениях. Общим для них является регулирующий принцип удовлетворения потребностей, «Стремление хозяйствующих субъектов было направлено прежде всего на покрытие потребностей в пределах собственного хозяйства» (9, 57). Данный принцип находит выражение в идее бюджетов, соответвующих известному состоянию и необходимых для жизни адекватно положению. При этом жажда приобретения находит удовлетворение вне связи с производством благ (9, 20): погоня за деньгами выходит за пределы естественных потребностий и не определяет хозяйственную деятельность докапиталистической эпохи. Меновый обмен с другими хозяйствами выступает как вторичное явление, которое не изменяло общего характера ведения хозяйства. Промышленная деятельность вплоть до позднего средневековья (XII—XIII века по Зом-барту) также развивались в общинных и поместных (монастырских) хозяйствах. Зомбарт разделяет строй хозяйства в рамках дихотомии «самодовлеющее — меновое», «денежное — натуральное». Самодовлеющее хозяйство развивается и расширяется путем спроса и предложения услуг и благ. Это- 326
му способствуют увеличение богатства и его «безнравственное употребление», стремление к удобному, красивому и роскошному образу жизни. Данный процесс сопровождается возрождением меновой (базирующейся на обороте) хозяйственной организации, когда «произведения одного хозяйства за эквиалент без принуждения приобретаются другим хозяйством и поступают в потребление» (9, 56). Меновое хозяйство пробуждает обмен посредством денег (денежные доходы) и, следовательно, денежно-хозяйственные отношения, денежные повинности (налоги, пошлины, награждения), денежные займы и др. Переход от натурального к денежному хозяйству означает, по Зомбар-ту, что денежно-хозяйственные отношения способствуют (ускоряют) распаду самодовлеющего хозяйства и укрепляют меновые хозяйственные отношения, развивают тенденции к денежному обороту (9, 67). Развитие меновой хозяйственной организации было связано с возникновением городов, проявлением зачатков ремесла и профессиональной торговли, пробуждающих интерес к рыночному обороту. Однако последние все еще тяготеют к основному принципу, регулирующему докапиталистический хозяйственный строй, — удовлетворению естественных потребностей. Поэтому всякое хозяйствование под воздействием данного принципа имеет меру и границу: естественный человек — «мера всех вещей». В докапиталистическую эпоху пока еще нет «денежной наживы», не имеющей ни меры, ни границ. В целом, для соответствующего ей хозяйственного образа мыслей характерен «традиционализм» (9, 21), при котором хозяйствуют эмпирически, то есть так, как это было заведено, как к этому привыкли. Таким образом естественный человек как бы «вдвигается» в колею существующей культуры и этим в определенном направлении оказывается влияние на всю душевную структуру: способность к спонтанности, к инициативе, к самостоятельности, напряженной умственной работе ослабляется и за продолжительным отсутствием применения погибает. Традиционное поведение свойственно примитивным (средним) людям, которые оглядываются на предписанные нормы. Власть привычки побуждает их посупать на основании опыта, не смотря вперед, считаясь с целью (целесообразность). Основная черта докапиталистической жизни — это стремление к уверенному покою, свойственное всякой органической жизни. По мысли Зомбарта, все это соответствует христианскому идеалу (в духе святого Фомы): восхождение к совершенству отдельной души, к чему приспосабливаются все жизненные требования и формы. Таким образом, докапиталистическое хозяйствование сочетается с естественным, полным смысла использованием человеком жизни в ладу с собой и природой. Вместе с тем, отмечает Зомбарт, в докапиталистической эпохе обнаруживаются отдельные элементы, из сращивания которых воедино возникает в истории человечества капиталистический дух: жажда золота (драгоценностей, украшений), стремление к сокровищам. Им соответствуют и средства добывания, выходящие за способы нормальной (естественной) хозяйственной деятельности: поиски кладов, получение наследства, кли-ентство, ростовщичество, сдача в наем, нажива путем насилия, чиновничья карьера и др. (12, 31). Они не определяли докапиталистическую (традиционную) хозяйственную деятельность и использовались отдельными ли- 327
цами на свой страх и риск. Однако в исторической эволюции данные средства сыграли роль при образовании капиталистического хозяйственного образа мыслей. В XIII веке жажда золота и сокровищ сменяется жаждой денег («страстью к прибыли»), на службу которой постепенно стали эти и другие средства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эпоха докапиталистического хозяйства» з дисципліни «Історія і теорія соціології»