Формирующаяся социология вторгается в сферы, изучаемые другими «науками о духе»: историей, политической экономикой, правом и др. В частности, она исследует «ритм» («закон») общественного развития и устанавливает судьбы обществ. Поэтому, по Зиммелю, социология вторгается в сферу истории, которая в немецкой школе сделалась таким же идолом, каким раньше им сделали понятие природы (7, 539). Ей приписывалась способность разрешить все мировые загадки. Данное пересечение социологии и истории образует у Зиммеля общую или историческую социологию. Он исходит из установки, что существует всегда только историческое, то есть обусловленное техникой, возможностью своего выражения, которое не может охватить все безграничное множество содержания мира. Предметом истории как эмпирической науки является эволюция культурных форм: она выясняет конкретных носителей эволюции в каждом отдельном случае. Внешнее бытие жизненной стихии предстает как процесс зримого вытеснения старых форм новыми (7, 495). Непрерывная изменчивость содержания культурных явлений обусловливает неповторимость качественной идентичности исторических событий — индивидуализированность1. Содержание делается историческим, когда оно делается пространственно-временным (соединенным) по причине вне временно го познания. «Обременение» содержания означает фиксацию его в определенном месте — времени между всем предшествующим и всем последующим (7, 521). Это и составляет смысл неповторимости и индивидуальности. «Историческое образование есть то единственное, что в качестве исторического выведено из прошлого и в котором, следовательно, происходит лишь преобразование оставшихся эквивалентными элементов прошлого» (7, 537). Зиммель делает вывод, что действительность существует всегда только как историческая индивидуальность (8, 29), и не может быть сведена к общим законам2. Общая (историческая) социология рассматривает проблемы развития общества как функциональной дифференциации, которая сопровождается одновременной интеграцией ею различных элементов. Общество предстает как смена "культурных форм, бесконечно порождаемых жизнью. При этом новые формы также застывают и становятся тормозом развития последней. Такова общая судьба всех форм культуры, и в этом заключен конфликт формы и содержания. Формы экономического развития Зиммель тоже рассматривает как разновидности культурных форм.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общая (историческая) социология» з дисципліни «Історія і теорія соціології»