Зиммель исходит из установки, что общество творится человеком, когда во взаимдействие вступает множетсво индивидов: лишь общающиеся представляют собой общество (8, 489). Становясь независимым от человека, оно выступает как процесс, который непрерывно порождается взаимодействием. Процессы взаимодействия образуют единство индивидуальных носителей в виде влечений, интересов, психических состояний, целей и т. п. Поэтому они означают для индивида факт обобществленности, то есть сумму форм связи (взаимовлияния), которые функционально обобществляют — соединяют индивиды в единство на основании их процессов. Тогда общество — это комплекс обобществленных индивидов1. В свою очередь, обобществление ведет к усиленной социализации, понимаемой Зиммелем как «совершение общества»: усложнение (развитие) в результате многообразных процессов взаимодействия. Таким образом, обобществление «есть в бесконечном количестве способов реализующаяся форма, в которой индивиды в основе разнообразных... мотивов и интересов создают особое единство, внутри которого эти мотивы и интересы находят свое воплощение» (8, 486—487). Какие формы должны быть здесь основополагающими — суть теории познания общества. Число участвующих является формальным признаком обобществления: оно возможно, когда во взаимодействие вступают несколько индивидов, образуя группу. Каждый из них занимает в ней некую позицию, необходимую для реализации своего социального существования. Это та типизация индивидов, которая формирует социальность — сплошное общество, не знающее разрывов2. Мера данной гармонии между индивидом и обществом есть показатель обобществленное™. Социология, как новая наука, призвана исследовать в совокупности взаимодействий лишь формы последней, отвлекаясь от их содержаний (материала социальных процессов, наполняющих формы). По существу — это новый метод рассмотрения специфического предмета, заключающийся в различении формы и содержания общества. 1
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Обобществление» з дисципліни «Історія і теорія соціології»