Концепция социологии Г. Зиммеля в определенной мере является социологической версией философии жизни. Это позволяет сводить основные положения, выдвинутые им в разных социологических работах в различные периоды его творчества, в один текст. Тем более, что сам он высказывался в том духе, что развитие его взглядов есть в большей степени восполнение предшествующего, чем отрицание. Зиммель рассматривает социологию как автономную «понимающую» дисциплину в рамках различения «наук о природе» и «наук о духе» по методу отношения духа к своему предмету. В «науках о духе» он выделяет: 1) Историю, изучающую исторические деяния и устанавливающую «ин дивидуальные законы», приложимые к единичным случаям в психологи ческом истолковании. 2) Философию истории, которая занимается разыскиванием «истори ческих законов» — наука о законах. 3) Социологию, изучающую собственный предмет, — социальное су щество (психологический индивидуум), из побудительных импульсов и це лей которых образуется единство — общество. Сам индивид является единством двух сторон: а) психического акта (желания, припоминания, утверждения) и б) содержания сознания (того, что желается, припоминается, утверждается). Отделив второе, мы получаем объективное содержание сознания, не являющееся психическим: оно есть то, что в философии жизни понимается как опыт, и есть «материя» или «тело» социального. , Зиммель утверждает, что психологические феномены — первичные психические процессы, которые лежат в основе общественных явлений, относятся к взаимодействию социальных (эмпирических) атомов. Поэтому социальное настолько «психично», насколько психическое «социально». Однако в общественном развитии решающую роль играют психологические факторы. Внешние (естественные, природные) явления — почва, климат и т. п. прямо или косвенно влияют на психическое состояние народов. Но последнее, в конечном счете, через душевные состояния и импульсы («жизненное чувство индивидов», «сцепление их судеб») формирует общсствен- 297
ные явления, осуществляет социальный процесс. В этом суть его ипидиви-дуалистического подхода к социологическому психологизму. Как сторонник «психологической школы» Зиммель рассматривает социологию в теоретико-познавательном отношении в одном ряду с психологией: в исследованиях образования общественных форм она использует методы сравнительных психологических наук1. Однако социология, как нарождающаяся наука, дает лишь новую точку зрения для рассмотрения известных актов. «Она пользуется данными исторических исследований, антропологии, статистики, психологии как полуфабрикатами; она не обращается непосредственно к сырому материалу, который перерабатывают другие науки, но, будучи наукой, так сказать, второй степени, она творит новый синтез из того, что уже является синтезом для первых» (8, 302). Социология, по Зиммелю, принципиально не обращается непосредственно к «примитивному материалу» — первичным данным. Анализ конкретного содержания явлений осуществляется другими науками. Социология же, используя их выводы, исследует социальные формы, подвергая их вневременной интерпретации. Тем самым Зиммель разрабатывает основы «формальной социологии», которя строится на аксиоматическом основании, принятом в математических науках. Ее аналитичность противопоставляется описательности историко-эволюционистских (натуралистических) концепций социологии. Разрабатывая свою социологическую концепцию, Зиммель особое внимание уделяет проблематике взаимодействия и обобществления.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социологическая концепция» з дисципліни «Історія і теорія соціології»