Лебон рассматривает «вожаков толпы» как своего рода рычаг, приводящий в действие факторы и двигатели духовной организации толпы. Они являются ядром, вокруг которого объединяются верования и мнения: вожак — это властелин, организующий и управляющий толпой как особого рода «раболепным стадом». «Роль всех великих вожаков, главным образом, заключается в том, чтобы создать веру — все равно, религиозную ли, политическую, социальную, или веру в какое-нибудь дело, человека или идею — вот почему их влияние и бывало всегда очень велико» (17, 194). Большинство людей, по Лебону, за пределами своей специальности не имеют ясных и более или менее определенных понятий почти ни о чем. В силу этого они нуждаются в лидере и, в конце концов, попадают под влияние какого-нибудь вожака, который, давая им веру, удесятеряет их силы1. Великие исторические события были осуществлены безвестными верующими, вся сила которых заключалась в их вере. «Не ученые и не философы создали великие религии, управляющие миром и обширные царства, распространявшиеся от одного полушария до другого!»2 (194). Во всех этих случаях, конечно, действовали великие вожаки, а их не так много в истории. Лебон разделяет класс вожаков на две категории. К одной принадлежат люди энергичные, но кратковременно прояляющие сильную волю (Ней, Мюрат, Гарибальди). Они не обладают никакими особыми талантами, но смелы, буйны, храбры и выполняют свою функцию при условии, что над ними находится человек или идея, предопределяющие их поведение. Такие вожаки особенно пригодны для внезапных дерзких предприятий, чтобы увлечь массы несмотря на опасность и превратить в героев вчерашних рекрутов. Однако в обыденной жизни они могут обнаруживать слабость и неспособность руководить своими поступками, хотя в определенных условиях умели руководить другими людьми. ' Фактор «вожаков толпы» стал у 3. Фрейда решающим объяснительным принципом для понимания «психологии толпы». 2 Вместе с тем, Лебон подчеркивает, что вожаки, подпадая под влияние созданных ими идей, распространяют их в массы с помощью механизмов утверждения, повторения, заразы, пока они не становятся народной истиной. Благодаря этому мысли ученых и философов живут и после их смерти. 285
К другой категории принадлежат люди, обладающие сильной и стойкой волей (Магомет, Колумб, Лессепс — строитель Суэцкого и Панамского каналов). Их упорная воля представляет собой такое бесконечно редкое и могущественное качество, которое все заставляет себе покоряться, и ничто не может противостоять такой воле — ни природа, ни боги, ни люди (17, 196). Лебон прописывает своеобразную модель «личности вожака» с присущими ей следующими чертами: — это человек действия, а не мысли; - он часто психически неуравновешен (на границе безумия); — это человек сильной воли и твердых убеждений; — он хитрый оратор, способный внушить дюдям'веру; — это человек со «стертым» инстинктом самосохранения, готовый к мученичеству (пассионарий); — он способен к внушению личным примером; - это человек, обладающий обаянием (магия вождя)1; — он приносит в жертву личный интерес, семью. Благодаря этим качествам вожакам удается создать в душе толпы ту грозную силу, которая называется верой и содействует превращению человека в абсолютного раба своей мечты. В душе толпы, по Лебоиу, преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. В результате происходит взаимная «встреча» врожденного инстинкта власти вождя и инстинкта массы подчинения вождю, образующая деспотию. В настоящее время вожаки толпы все более и более оттесняют общественную власть. Тирания новых властителей покоряет толпу и заставляет ее повиноваться им больше, чем она повиновалась какому-нибудь правительству2. «В душе толпы преобладает не стремление к свобо- 1 Обаяние Лебон называет престижем (приобретенный и личный) — это род гоподства над людьми индивида, идеи или вещи, имеющий таинственную неодолимую силу и основу которого составляет успех (17, 201, 207). - Проблематика «культа вождя* получила развитие в антитоталитарной концепции «элита — масса» (X. Арендт, Э. Ледерер, Э. Фромм и др.). раскрывающей мезанизмы «творчества» властителей толпы, которые всегда были психологами, инстинктивно понимающими ее душу. Тоталитаризм, как одно из следствий мас-^ совизации, превращает людей в дестратификационпуто (бесклассовую) податливую массу — единый народ. Бюрократическое сверхорганизованиое общество {фашизм, социализм и др.) создает систему контроля «сверху» над обществом и бытовым поведением людей, подкрепляя ее популизмом — инструментом заигрывй-ния с толпой. На роль вождя при этом претендует сам официальный правитель: культ его личности доходит до обожествления (Муссолини, Гитлер, Сталин, Мао Цзэдун, Пол Пот и т. п.), а фанатичная вера в него и оказываемые почести принимают гипертрофированный характер. Своекорыстная элита развращает массы и! получает возможность манипулировать псевдогруппой («социально однородное общество») и осуществлять свое господство, опираясь (ориентируясь) на «очищенные» (концлагерь, Гулаг, культурная революция и т. п. ) массы. Власть диктует гражданам, что они должны делать и как должны думать: политическая машина и пропагандистеко-идеологические конструкции, накладываясь на массовое сознание, формируют иллюзорные представления о смысле жизни, деформируют (вульгаризируют) жизненные ценности, создают нужные для себя социальные настроения и на этой основе легко мобилизуют массы на их реализацию. 286
^
де, а потребность подчиняться; толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином» (17, 195). Под господством тиранов государство становится всемогущим провидением. Однако опыт учит, что власть таких богов никогда не бывает ни слишком прочной, ни слишком сильной.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Вожаки толпы» з дисципліни «Історія і теорія соціології»