Лебон исходит из установки, что душа рас (наций) создается механизмами наследственности и внушения, которые укореняют в ней различные фундаментальные верования — нравственные, социальные, религиозные2. 1 Синтезом все\ изысканий Лебона в социально психологической области массо вых (расы и толпы) явлении, стала работа «Психология толп» (1895), принесшая ему мировую известность. 2 Он отмечает преобладающую роль религиозных верований (идей) и жизни народов и их истории: из них непосредственно вытекало большинство историчес ких событий (17, ШЗ.) 271
Психология рас составляет основу для эффектного функционирования социальных институтов. Национальная душа состоит их сплетения наследственных чувств, интересов, традиций, верований. Они являются критериями иерархичности рас: самоконтроль над инстинктами, сила внимания, способность к рассуждению и др. На основе психических и анатомических различий Лебон выделяет четыре группы рас: первобытные, низшие, средние и высшие1 (17, 32). Духовная дифференция и неравенство рас является неизбежным результатом цивилизации2. Применительно к высшей расе (индоевропейские народы) он также вывел закон «неравенства инидивидов и полов у высших рас» (17, 42). Каждый народ обладает устойчивым душевным строем, от которого происходят его чувства, мысли, верования, искусства. Данная общность формируется путем наследственных накоплений и придает психическому складу нации сходство — прочность и большую силу. «Если перевести на язык механики влияния, которым подвергается индивидуум и которые руководят его поведением, то можно сказать, что они бывают троякого рода. Первое, и, вероятно, самое важное, — влияние предков; второе — влияние непосредственных родителей; третье, которое обыкновенно считают самым могущественным и которое есть самое слабое — влияние среды» (17, 23), Поэтому раса есть постоянное существо, не подчиненное действию времени. Чтобы человек ни делал, он всегда и прежде всего — представитель своей расы. Общая физиология, связывающая возбуждения и реакции, не в состоянии вскрыть психический склад (характер) рас. Но именно вековые столкновения последних имеют главным основанием непримиримость характеров рас. Тот запас идей и чувств, который приносят с рождением на свет все инидивидуумы одной и той же расы, образует душу расы. Невидимая в своей сущности, эта душа очень видима в своих проявлениях, так как в действительности она управляет всей эволюцией народа. 1 Вряд ли правомерно обвинение Лебона в антидемократизме на основании теории иерархии рас. В пей он лишь подчеркивает наличие у разных групп и внутри групп пародов больших различий. В частности, об этом свидетельствует его критический настрой по отношению к латинским народам (он сам принадлежал к ним), испытывающим трудности от неспособности жить по либеральным законам. Последние мало симпатичны массам из-за неспособности граждан управлять самими собой и стремления к абсолютному равенству людей и рас, которое потрясало основы старых обществ, произвело одну из страшнейших революций и бросило западный мир в целый ряд конвульсий, которым невозможно предвидеть копна (17, 16). Поэтому они стремиться к цезаризму в различных формах. Но именно последний является самым притеснительным режимом как для характера, так и для ума (17, 118): он может легко привести к равенству в низости, к покорности в рабстве. В противополжность латинским народам Лебон постоянно подчеркивает преимущество англо-американиев, демократическое устройство жизни которых придает им величие. И латинские народы, и англосаксы живут под республиканскими конституциями. Однако у последних имеется отличительный идеал: деятельность государства доведена до минимума, деятельность же частных лиц — до максимума. Этот идеал соответствует душевному складу англосаксов и составляет противоположность латинскому идеалу. 272
Психологические особенности образуют национальный характер, а совокупность его черт — средний тип, выражающий сущность народа. «Не брюмер сделал Наполеона, но душа народа, который почти добровольно щел под его железную пяту» (17, 29). К чертам сильного национального характера Лебон относит энергию, инициативность, настойчивость, вытекающие из воли (17, 34; 53) и нравственность, придающую величие народу. Он слабо поддается непосредственному образованию и воспитанию и поэтому качества национального характера не передаются от народа к народу (17, 71). Характер нации индивидуален и является исключительным достоянием каждого народа. Поэтому высшим народам никогда не удавалость заставить низшие народы принять их цивилизацию (17, 37). Единственно верным средством для основательного изменения характера пародов, является скрещивание двух народов, так как одна наследственность достаточно сильна для того, чтобы вступить в борьбу с другой. Скрещивание народов позволяет со временем создать новую расу, обладающую новыми физическими и психическими признаками (17, 45). Интеллектуальные качества, наоборот, подвержены быстрому изменению под влиянием образования. Поэтому плоды разума, благодаря памяти, легко передаются от одного народа к другому и составляют общее достояние человечества. Однако это придает лишь внешний лоск, без воздействия на психическую природу рас, социально-психологические свойства национального характера. Как отмечает Лебон: «Я не знаю ни одного народа, который бы исчез вследствие понижения своих умственных способностей» (17, 113). Он заключает, что легко из негра или японца сделать бакалавра, наподобие просвещенного европейца. Но никогда им не подняться до уровня обыкновенного европейца (его характера), так как для этого едва ли было бы достаточно тысячи лет. Основной критерий развития нации, по Лебону, — это уровень способности владеть своими инстинктами, который и является проявлением национальной воли. Обретая контроль над собственными инстинктами, нации наминают руководствоваться в своей жизни преимуществами порядка, необходимостью самопожертвования во имя величия нации. В стремлении к социальному совершенствованию цивилизованный народ предстает своеобразной ступенчатой пирамидой: низшая (основание) — темная масса; средняя — интеллектуальные слои; высшая (вершина) — небольшая группа, достигшая высот в разных сферах (искусство, наука, производство и т. д.) в ходе социального отбора (17, 39). Кредо Лсбона: люди выдающихся способностей — незначительная кучка избранных — составляют истинное воплощение сил расы: им принадлежит прогресс во всех отраслях цивилизации (37, с. 108; 237). Высший слой («развитые мозги») определяет уровень развития народа, государства на шкале цивилизованности: он составляет величие нации. При этом с развитием цивилизации разрыв между высшим и низшим слоем индивидов растет в геометрической прогрессии. Данная дифференциация является неизбежным результатом цивилизации. В частности, Лебон, отмечает, что в условиях конкуренции инженер, промышленник вынуждены проявлять дух
инициативы и изобретательности, расширять свои знания. Постепенно упражняемый мозг все более и более развивается. Наоборот, промышленное развитие делает работника производителем отдельной части продукта на протяжении всей жизни, что сужает его умственные способности1. Однако вершина социальной пирамиды может существовать только на основе постоянного заимствования своих продуктивных сил из среднего и низшего слоев. Исчезновение же элиты влечет за собой утрату величия нации2. На пути достижения нацией высшей стадии цивилизации, по мнению Лебона, имеют место тенденции изменения и устойчивости: только сохранение равновесия между ними позволят двигаться к вершине социального идеала (17, 94). Однако разные народы делают различные акцепты в формировании собственной цивилизации (17, 61). При этом факторами изменений психологического склада нации выступают воздействия борьбы за существование, национальные чувства и интересы, язык, верования, идеи, искусство, успехи индустриализации и др. Но на этом пути имеют место и опасности. Во-первых, это погоня уверившейся в своей безопасности нации за наслаждением приобретенными благами. В результате появляются завышенные потребности, развиваются индивидуальный и национальный эгоизм, растет роль государства, а военные доблести, наоборот, снижаются. Утрата же качеств, создававших величие нации, делает ее объектом нападения со стороны народов, стоящих на более низкой ступени развития и имеющих малые потребности, но интенсивно растущие идеалы (17, 69). Разрушение коллективной души — это падение нации. Наиболее сильным средством разрушения является чужеземное вмешательство в жизнь народов. В силу этого все войны ~ династические, религиозные, завоевательные — в действительности были войнами расовыми (17, 120). Во-вторых, перемены в основополагающих социальных ценностях и иде1-ях, раеволюционпые изменения национального самосознания (мыслей) несут угрозу существованию народа. Лебон отмечает, что не революция и войны как таковые глубоко влияют на национальный характер. Как свидетельствует история, их разрушительные следы достаточно быстро ликви- 1 Такой подход выражает суть аристократической концепции «элита — масса» (классификацию «аристократическая — демократическая предложил: Корнхаузер У. Политика в массовом обществе. — Лондон. 1960). В ней рассматривается иерархичес кое деление людей как факт на основе дсстратификационной дифференциации по психологическим характеристикам: а) элита (высший слой) — правящее, руково дящее творческое меньшинство, предъявляющее к себе повышенные требования (гребешки волн); б) масса (низший слой) — подчиняющееся, руководимое не творческое большинство, не предъявляющее к себе серьезных требований (буйки на воле): «плебеи*, «чернь», «грядущий хам», «свинячье множество». Претензия некомпетентных («агрессивные мятежники») масс на управление обществом (Па рижская коммуна) несет в себе угрозу существованию элиты, разрушения (гибе,- ли) цивилизации, катастрофы человечества (Ф, Ницше, Г. Тард, Г. Лебон, X. Ор- тега-и-Гассет, Н. Бердяев и др.). 2 Данная проблематика получила развитие в концепциях В. Парето «циркуляция (круговорот) элит» и П. Сорокина «социальная мобильность». | 274
дируются народами (17, 101). Смена же старых идей новыми протекает в условиях поиска (проб и ошибок) той, на которой можно качественно изменять жизнь нации. Опасность представляют не идеи сами по себе, а долговременные опыты, на которые обречен данный народ в процессе поиска общезначимых идей и их приспособления к потребностям общества. «К несчастью, степень их полезности может стать ясной для толпы только посредством опыта...» (17, 101). Таким образом, расовая душа руководит судьбой народов: она единственная сила, которую никакая другая не может превозмочь. С момента оспаривания в ней ценностей условий существования, моральных законов, основополагающих идей и распространения в умах сомнения, общество осуждено на скорую смерть (17, 115).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психология рас» з дисципліни «Історія і теорія соціології»