Г. Лебон (Ле-Бон) проводит социетальную линию психологизации социологии и рассматривает расу — нацию — народ (синонимы) как единицу измерения социального развития1. Определяющим фактором общественной жизнедеятельности у него выступает «коллективная душа». Основу последней составляют психологические механизмы (заражение, повторение), опирающиеся па биологические инстинкты — бессознательные субстраты психики. Они обеспечивают антропологическую устойчивость коллективному сознанию народов. В массовых явлениях индивидуальное сознание растворяется в сознании коллективном. Последнее, в форме общественного мнения, и является доминирующим фактором в общественных делах, управлении социальными институтами и организациями. Последние лишь санкционируют изменения, которые уже приняты нравами и общественным мнением (17, 74). Лебон считает, что разум, идея вторичны в коллективном сознании и включаются в деятельность и поведение рас только проникнув в устойчивую бессознательную область чувств, где вырабатываются мотивы наших поступков (17, 94). Эту закономерность он выразил формулой: «пусть сознательное станет бессознательным». Таков путь разума к эффективному проявлению в социальных процессах. Ассоциация психических, интеллектуальных и нравственных признаков (а не биологических) образует душу «расы» и «толпы». Познание данной области является главным направлением его модифицированной психологии — «социологической» социальной психологии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Концепция «эры толпы» Г. Лебона» з дисципліни «Історія і теорія соціології»