В теории «общественного прогресса» Тард не разделяет концепцию, согласно которой прогресс неизбежно совершается за счет ломки традиции 1 В этом пункте Тард полемизирует с Э. Дюркгеймом, который в регуляции общественных отношений главную роль отводит коллективным представлениям и их интериоризации отдельными индивидами. 261
- разрыва с прошлым общественным порядком (существованием людей — Конт, Маркс и др.). При таком подходе имеет место тенденция рассматривать прогресс и традицию изолировано друг от друга. Традиция — это консервативные состояния (системы ценностей) прошлого, и новое общество (капитализм, коммунизм) появляется в качестве разрушителя традиций как таковых. Тард, наоборот, считал кризис традиции явлением времени и выдвинул идею циклических изменений: периоды доминирования «обычая» уступают место периодам доминирования «моды» и наоборот. Поэтому каждая революция, отрекаясь от традиций прошлого, неизбежно подлежит традиционализации, и этот процесс, в свою очередь, чреват революционной ситуацией. В современном обществе подражание «обычаю» полностью уступило место подражанию «моды» — модернизации. В связи в этим встают вопросы источника моды как распространения и превращения в обычаи. Применительно с социальному миру единственным источником его развития является новое знание — открытия, изобретения новых элементов культуры, которые возникают вследствие инициативы и оригинальности отдельных талантливых людей, их актов творчества1. Именно они, по мнению Тарда, являются причиной действия других людей, то есть огромного количества подражаний по всему миру: подражанием — модой или подражанием — привычкой, подражанием — симпатией или подражанием -повиновением, подражанием — образованием или подражанием — воспитанием, наконец добровольными рефлекторными подражаниями (21, гл. 1). Люди являются стадом овец, среди которых рождается подчас умная овца, гений, которая одною только силою примера увлекает за собой других2. Поэтому общественный процесс предстает как изобретение и подражание, и само общество — это ряд сходств, произведенных разнообразными видами подражаний (21, 20). Тард развивает теорию «трех основных социальных процессов»: а) под- i ражание (повторение), б) противоположение (оппозиция), в) приспособление (адаптации). На их основе он формулировал три универсальные (временных) социальные закономерности. 1. Закон подражания. Тард рассматривает подражание как «владычество примера», когда всякая новация в сфере общественной жизни усваивается и повторяется многими людьми, обогащая их разнообразную деятельность, жизнь и расширяя власть над природой. В процессе меж индивидуальных взаимодействий одни подражают другим, обусловливая изначальный элемент социальности. Подражание составляет основной способ — движущую силу общественного прогресса: оно есть неодолимое психическое стремление людей (личности, групп, общества) ко взаимному подражанию (по анало- 1 Здесь просматривается влияние учения А. Бергсона о «творческой эволюции», который, в свою очередь, высоко оценивал труды Тарда. 2 В решении вопроса о роли подражания Тард признавал приоритет Н. К. Михай- ловского, который, решая проблему героя л толпы, впервые выявил потенциал «закона подражания». 262
гии с наследственностью в живых организмах)1. Тард, вслед за Спенсером, подчеркивает, что в подражательных отношениях проявляется принцип, что «душа всего сущего не однородность, а разнородность». Поэтому подражания не обедняют, а обогащают удовлетворение потребностей людей. Для подкрепления своих выводов Тард использует статистические методы: статистику употребления различных продуктов (табака, кофе и др.), динамику производства техники (железнодорожных локомотивов) и др. Статистика обнаруживает возрастание (рост) или падение (убыль) подражательного воспроизведения раз сделанных открытий. Поэтому статистический метод он рассматривает как социологический по преимуществу. Вслед за постулатом Гельвеция о том, что «человек весь состоит из подражания», Тард рассматривает исторический, процесс как непрерывную цепь подражаний: собрание деяний, «имевших успех», и которым «более всего подражали» (21, 144). При этом кредо закона подражания: любое нововведение в сфере социальных отношений распространяется по направлению от высших (творящих новшества) к низшим (повторяющим эти новшества), от социальных верхов к социальным низам, от элитных групп со специальными знаниями к группам менее профессионально развитыми и т. п. Поэтому определяющей схемой подражания являются отношения «учитель — ученик» («оригинал — копия») во всех ситуациях. Само оно проходит три стадии: во-первых, медленного распространения из-за борьбы с существующим; во-вторых, быстрого роста; в-третьих, постепенного перехода к норме. Тард выделяет три основных типа подражания: а) взаимное подражание; б) подражание обычаям и образцам; в) обдуманное подражание. Их механизмами являются мода, обычаи, традиции, которые формируют групповые ценности, а индивиды, усваивая их, социализируются. Отсюда вытекает определяющая роль психологического настроя — верований и хотений (согласия и разногласия) как своего рода субстанций социального взаимодействия отдельных людей и социальных групп, организующих человеческое общество. В силу этого приоритетными в обществе являются юридические основания, так как они базируются на взаимном распределении обязательств или соизволений, прав и обязанностей (21, 19). Тем самым Тард одним из первых приблизился к пониманию необходимости изучения механизмов социального взаимодействия, способствующих сотрудничеству, согласию и гармонизации отношений в обществе2. Таким образом, закон подражания выражает бесконечное стремление людей к усвоению, восстановлению и распространению новшеств, обогащающих образ жизни и культуру народов. В такой трактовке он является у Тарда концептуальным ядром социологических конструкций, ключом к пониманию массового поведения. 1 В частности, проявление данного закона убедительно продемонстрировал Ро берт Такер в работе: Сталин; путь к власти. 1879 — 1929. История и личность. — М.: 1991. В ней он раскрыл выстраивание Сталиным линии жизни на основе подража ния выбранному герою — вначале Камо, а затем Ленину. 2 Решение данной задачи станет в 20-е годы XX века вначале в США, а затем в европейских странах содержанием новой науки и деятельности «Паблик ршейшнз». 263
2. Закон противоположения (оппозиции). Данный закон выражает во вза имодействии борьбу сторонников противоположных социальных изобре тений — борьбу самих новшеств в обществе (лучшее враг хорошему). По добная оппозиция повторяемости является формой социального конфликта, возникающего по поводу конкурирующих моделей подражания. Оппозиция выступает второй стороной социального процесса и играет в нем роль про тивовеса. Противодействие, противопоставление одних взглядов (полити ки) другим способствует выработке определенного вектора социального взаимодействия людей. В этом смысле оппозиция является необходимым фактором социальных отношений и общественного прогресса. Наличие конструктивной оппозиции обусловливает противоборство идей как их соревнование и конкуренцию. Она задает социальному процессу динамику, так как в условиях состязательности на альтернативу должно искать адекватный ответ. В частности, его правильность в политике проверяется на основе одобрения (неодобрения) в результате выборов. Как свидетельствует исторический опыт, именно отсутствие оппозиции ведет к ситуации, которую можно назвать «правой» или «левой» диктатурой. Преодоление ситуации оппозиции происходит под воздействием приспособлений. 3. Закон приспособления (адаптации). Данный закон выражает доминиру ющий момент социального взаимодействия — приспособление людей к появившимся новшествам и изменяющимся условиям жизни (21, 40), По этому главным моментом социальных отношений является сотрудниче ство. В этом плане Тард считает классовую борьбу отступлением от правил «нормальной жизни». Отсюда вытекает его рекомендация «низшим клас сам»: осуществлять восхождение по ступеням общественной иерархии пу тем абсолютного подражания «высшим классам». Тард распространял рассмотренные законы на предметные области различных дисциплин и паук. В частности, его длительная работа в должности судебного следователя обусловила интерес к криминалистике и формированию социологии преступности. В соответствии с законом подражания он сформулировал установку, что «человек становится преступником, а не рождается». В этом плане преступник — это социальный «экскремент» об-! щества, который образуется в соответствии с законами подражания и приспособления. Тард выступает против инстинктивистского представления о преступнике (преступлении) и обосновывает социальный характер преступности: многие люди становятся нечестными или остаются честными по милости судьбы и стечению обстоятельств.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Проблема подражания» з дисципліни «Історія і теорія соціології»