Европоцентристская парадигма развития социологии отражает реальное положение. Именно индустриально развивающаяся Западная Европа стала ее колыбелью. На начальной стадии различные течения и школы социологического психологизма возникали в последней трети XIX века практически одновременно во Франции и Германии, а затем импортировались за их пределы (США, Россия и др.). Данную ситуацию предопределил фактор личного индивидуализма (инициативы), что и привело к необычной пестроте первоначальных доктрин. Необходимо отметить, что представители социологического психологизма были разносторонними исследователями: медиками, археологами, юристами, священниками и др. Занятие социологией было одним из мая правлений их деятельности, испытывающим влияние различных мотивов неокантианства, философии жизни, гештальтпсихологии, бихевиоризма, исторической школы и т. п. Вместе с тем, в силу языковых различий многие социологи не имели представления о трудах своих коллег, а иногда и не желали знакомиться с] их трудами из-за национальных и других предубеждений. В данную эпоху господствовали идеалы национально-правового государства, национального 258
языка и культуры. Национальное самосознание обусловливало самобытность ментальное™, накладывающей влияние на предмет и метод социологических исследований. В результате государственно-национальный регионализм и локализация, провинциализм и самостийность обусловливали формирование национальных школ, которые существовали до середины XX века. Вместе с тем, имеющая место диффузия идей вела к взаимовлияниям, взаимопроникновениям и возникновениям «гибридных» концепций и теорий.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Национальные школы в социологии» з дисципліни «Історія і теорія соціології»