Кредо новой философии — «подальше от метафизики», которая предстает в форме натурализма ( материализм, позитивизм) и идеализма. Метафизика понимается как абстрактное мышление, осуществляемое в рамках «субъект-объектных» отношений и отталкивающееся от моноосновы (материальное — идеальное), из которой вытекает все на свете. Она предполагает философско-умозрительное (спекулятивное) раздвоение мира на его сверхчувственную (тотальную) основу и ее эмпирические (внешние) проявления. Познание этой лишь внешней (предданой) реальности опирается на разум и логику. Но последняя не имеет дела с реальностью как таковой. Поэтому и рациональное — «общезначимое» — знание есть лишь кладбище гипотез об объективной реальности (прав Гегель, что мир испорчен на хороших логических основаниях). В этом суть гипостезированного подхода, опирающегося на разрешающие процедуры рационалистического систем отворчества. 238
В субъект-объектных отношениях «субъект» играет активную роль естествоиспытателя (экспериментатора, творца), а «объект» — лишь материал для осуществления целей субъекта. При этом разум есть целесообразное (эгоцентрическое) действие, стремящееся познать сущность мира и выразить в общезначимом смысле — завершенном мировоззрении. Опираясь на абсолютные метафизические принципы, представители традиционной философии пытаются прозреть в хаосе чувственного восприятия явлений незыблемую вечную гармонию мироздания и предназначенную человеку судьбу— вот пафос рационалистической (объясняющей) концепции познания. Она предстает как тоталитарная традиция, опирающаяся на индуктивно-гипотетический и дедуктивно-абстрактный методы познания, обусловливающие движение истины сверху (от философов-пророков) в одну сторону.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Объясняющая парадигма познания» з дисципліни «Історія і теорія соціології»