Смена познавательных парадигм означает переход от рациональной (традиционной) концепции познания к иррациональному интуитивно-понимающему познанию. Она связана с формированием нового экзистенциональ-но-феноменологического направления философии — «философии жизни». Последняя складывается целой группой философских школ, представителями которых были Артур Шопенгауэр (1788—1860), Сёрен Кьеркегор (1813— 1 Термин «понимающая социология» был введен М. Вебером, находившимся под большим впечатлением идей «описательной» (понимающей) психологии В. Диль-тея. 234
1855), Вильгельм Дильтей (1833-1911), Фридрих Ницше (1844-1904), Анри Бергсон (1859-1941), Георг Зиммель (1858-1918), Эдмунд Гуссерль (1859- 1938) и др.1 Основоположники «философской жизни» понимают бытие как превращенную форму изначальной субъективности: основу социальной жизни составляет человеческая субъективность — жизненные силы как желания, мотивы, воля и т. п. Они проявляются в процессе непосредственного контакта субъекта с реальностью в качестве переживаний. Последнее есть «из-жива-ние» жизнью самой себя. Смысл переживания (радость, надежда, страх и т. п.) дан нам с абсолютной достоверностью. Поэтому переживание выступает как единственное средство к познанию подлинной действительности. Нетрадиционным методом познания переживаний является понимание — осмысленное их постижение, приводящее к продуктивным знаниям. С его помощью переименование «другого» превращается в достоверное «для меня» (как и мое собственное для другого). Данный подход отражал тот факт, что основные идеи метафизики — натурализм (материализм, позитивизм) и идеализм — устарели и не могут больше являться надежным методологическим руководством для науки и практики. Их критическое преодоление затрагивало концептуальные основы и вело к истокам кантианства с его основной проблемой данности нам мира, наличного только в нашем созерцании и представлениях. Ее решение в новых условиях составляет содержание неокантианства и философии жизни.2 Однако Кант оставил открытым вопрос об основаниях различения «наук о природе» и «наук о человеке». Неокантианцы выдвинули положение о «коррелятивности» (соотносительности) субъекта (Я) и объекта (пе-Я), как основы всякого познавательного процесса. Кроме этой «неразрывной корреляции» признается еще существование таинственного «нечто» (повторение кантовской идеи «вещи — в — себе»). При этом опираются на учение психофизической организации познающего субъекта (Г. Гельмгольц), 1 Представители «философской жизни» самоотверженно трудились над поиском истины, свободы и индивидуальности, добра и красоты, человечности и справед ливости. Философам данной ориентации присуща высокая духовная культура, оригинальность мысли, художественное творчество. Это обусловило тот факт, что их категориальная система выходит за пределы чисто социального содержания и захватывает многие сферы духовной жизни. Этим объясняются их гуманистичес кие воззрения на отношение человека и общества, уделение серьезного внимания вопросам этики, эстетики, права, этнографии и др. (5). 2 Необходимо отметить, что во второй половине XIX века обозначилось фило софское движение под лозунгом «назад к Канту» (О. Либман. Кант и эпигоны. 1865). Его представители считали, что вся философия после Канта (особенно гегельянс кая) ложна: истинна лишь та настоятельная потребность ставить вопросы, которой они обязаны своим происхождением. Особому анализу было подвергнуто кантовс- кое различие двух сфер сущего: а) феноменального бытия — мира явлений во времени и пространстве, постигаемого через ощущения аналитике-рациональным познанием, приводящим к мнимому знанию; б) ноуменального бытия — немате риального и вечного, постигаемого интуитивно. 235
которая дана до всякого его опыта. Следовательно, все формы чувственного созерцания (пространство и время) и категории обусловлены ею, то есть априорны. Данная априорность подтверждается математическим конструированием своих понятий. В частности, абстрактно-математическим открытием У. Леверье планеты Нептун, предвосхитившим ее визуальное открытие. Тем самым актуализируется вопрос об экспансии математики в общественные науки и универсальности математических приемов — интуитивное истолкование математической аксиоматики. В пункте априорности начинается различие позиций неокантианства и философии жизни. 1. Неокантианство. В частности, неокантианиы отрицают понятие закона применительно к истории, но применение рационального метода в исто рическом познании считают необходимым. Субъекту посредством чувствен ности дается многообразие явлений. Познавательный процесс с присущи ми ему формами созерцательности и категориями рассудка, вносит поря док в данное многообразие, выявляя связи и закономерности. Неоканти анцы рассматривают исторические события как содержание культурной жизни, которая понимается на основе внеисторических ценностных под ходов. При этом они понимаются как идеалы (ориентиры) социокультур ного развития общества, составляющие трансцендентный мир должен ствования. Это мир вневременных абсолютных ценностей, стоящих по ту сторону субъекта и объекта и противостоящих бытию. Он обращен своими велениями (императивами) к миру свершающемуся, но никогда не нахо дит в нем своего полного свершения1. По мере прогресса культуры мир ценностей открывается человеку, и они (а не законы) в виде установок и требований являются руководством в жизни людей и отборе исторически значимых для познания событий. 2. Философия жизни. Представители философии жизни различают «науки о природе» (естествознание) и «науки о духе» (исторические, гуманитар ные). Первые извлекают из переживаний, описывают и объясняют то, что относится к природе. Вторые рассматривают жизненный (исторический) 1 Эти идеи нашли отражение в учении «этического социализма» (Ф. Л аи re, Г. Коген и др.), где социализм предстает как «вечный идеал», который включает в себя: а) представления об «этической личности» как юридическом лице, существующем в формах государства; б) заданность этической личности как «цели» (категорический императив Канта), а не как средства культуры. Тем самым только социализм придает личности ее истинное достоинство. Отсюда вытекает, что в) цель социалистического движения есть только метоп, поэтому она никогда не станет «вещью» — реальным бытием. Движение общества к социалистическому идеалу — это «вечная задача» («задача вечности»), которая инициируется не находящим себе покоя, бесконечным стремлением «чистой воли» вперед. Социализм как этический идеал, то есть «чистая этика» (ни экономическая, ни политическая, ни социологическая, ни педагогическая), является вечным, фактически никогда и ни при каких успехах социального развития неосуществимым — уходящим в бесконечность. Вместе с тем, «идея социализма» может осуществлять единство и общность людей. В этом ее смысл и предназначение. 236
мир как переживаемые человеческие состояния — изначальные «самопереживания». Данная реальность самих переживаний познается методом интуитивного понимания', основанным на общности жизненных переживаний индивидов. Философия жизни охватывает все стороны истории, культуры, общественных отношений и познания, а не ограничивается методологическими вопросами или «философией науки». Крупнейший представитель философии жизни и родоначальник «понимающей психологии» В. Дильтей предвосхитил переход к новой парадигме социологии — психологизму в социологии и «понимающей* социологии2. Он исходил из тезиса об ограниченности метафизической' -картины мира, разрушения общеобязательной науки и необходимости познания «жизни» средствами переживания и интуитивного понимания. Дильтей считал, что в «науках о духе» («науках о культуре», «исторических науках») мы постигаем духовный мир в форме связей-воздействий, образующихся с течением времени. Чтобы зафиксировать их, нужно брать отдельный результат воздействия, а затем, идя в обратном порядке, подыскивать те моменты, которые его вызвали. Поэтому нужно выявлять условия, при которых стал возможен данный результат. Происходит это следующим образом. Первоначально индивид на основе переживаний постепенно понимает структурную взаимосвязь последовательных событий собственной внутренней жизни. Затем эта связь снова обнаруживается через понимание в других индивидах — чужих жизненных выражениях. Понимая чужое, понимающий опирается на свой внутренний опыт, поскольку он изначально находится в некой общности «Я и Ты». Благодаря ей имеет место взаимосвязь индивидуального и общечеловеческого. Поэтому единичные «жизненные выражения» понимаются как относящиеся к одной сфере общности. Тем самым открывается возможность делать заключения по аналогии: опыт собственного «Я» позволяет делать заключение о душевном событии в «Другом» (надличностном социальном образовании), аналогичном нашему. Исторический (жизненный) мир также существует как переживаемые человеческие состояния. Они находят свое выражение в «объективациях жизни» как продуктах деятельности творцов культуры, фиксируемых в текстах, памятниках культуры, жизненных проявлениях и т. п. Историческое познание имеет дело лишь с единичными исторически значимыми событи- 1 Необходимо отметить, что интуиция в данном контексте понимается как аль тернатива экспериментально-лабораторным методам (проб и ошибок) решения научных задач. Опыты призваны лишь подтвердить верность концепций, открытых чисто интуитивно, в результате озарения. 2 Анализ этой проблематики в данной книге проводится на основе работ Диль- тея «Идеи описательной и разделяющей психологии». 1894 (русский перевод' Опи сательная психология); «Сущность философии». 1907. Он пессимистически отно сится к исторической действительности, находящейся, по его мнению, в состоя нии кризиса и упадка. Свою задачу Дильтей видит в том, чтобы произвести кри тический анализ «исторического разума» и на этой основе рассмотреть перспекти вы и последствия исторического мировоззрения и исторического процесса. 237
ями. При этом объективно-истинная обобщающая теория становится принципиально не нужной. Жизненный мир в силу своей субъективности, интенсивного и экстенсивного многообразия — иррационален. Поэтому основными методами его познания являются психология и герменевтика — интуитивное понимание и интерпретация. В иелом, теперь в научном познании формируются три уровня парадиг-мальных координат: а) в естествознании — эмпиризм; б) в социальных науках — критицизм и в) герменевтика.
Перспектива Эмпиризм Герменевтика Критицизм Цели Предсказание и контроль Интерпретация" и1 понимание Критичность и социальные изменения Взгляд на феномены Факты (внеисторические) Смыслы (контекстуальные) Ценности (исторические) Функции: Подвести под закон Поместить в объяснимые рамки Просвещение и эмансипация Каким образом производятся знания Объективирование (зеркальное) Путем наставлений (бесед) Рефлексия (критическое оценивание) На основании чего выносится суждение об истинности Фальсификация Экспертное подтверждение Свободный консенсус Источник: Доценко Е. Л. Психология манипуляции. — М.: 1997. С. 18.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Смена познавательных парадигм» з дисципліни «Історія і теорія соціології»