К. Маркс и Ф. Энгельс — это мыслители-революционеры XIX века, разрабатывавшие методологические проблемы, которые оказали мировое влияние на социальную теорию и политическую практику. Силу своего ума и страсть души они посвятили выяснению и изменению принципов организации общественной жизни, которые не позволяют всем людям жить «хорошо и счастливо». Их творческое наследие получило название марксизма. В его рамках общая социальная концепция — исторический материализм выступает в качестве философско-экономическо фундированной теории общества, претендующей на единственное представление науки об обществе. Однако сознательная классово-политическая и философско-мировоззрен-ческая ангажированность одной социальной группе — рабочему классу — 216
и диалектическому материализму не позволила историческому материализму стать социологической наукой. Методологические пороки марксизма вели к примитизированным представлениям о социально-экономической сфере. Эти представления закреплялись в массовом сознании благодаря социально-политическим учению и программе коммунистическго рабочего движения. Положительная комп-лиментариость по отношению к трудящемуся населению, соединенная с мечтой об эгалитарном равенстве в этатистском (коммунистическом) обществе, придавала безотчетную симпатию теоретическим конструкциям основоположников марксизма. К последним можно отнести материалис-тическо-диалектический фатализм, воинствующий атеизм, трактовку частной собственности как основы всех людских мерзостей (индивидуальных, классовых, государственных, национальных и т. п.), диктатуру пролетариата, идеал общества без товарно-денежных (безрыночных) отношений и т. п. Вместе с тем, в марксизме, под неправильной утопическо-мифологи-ческой формой и в искусственной связи, имеют место постановка и разработка смелых гипотез и отдельных тем: критика недостатков капитализма, развитие индустриальной цивилизации, социальные изменения, конфликт, идеология, роль народных масс в истории и др. Все это предопределило сложные отношения к марксизму. Одни, предугадывая, что человечество не движется к социализму, и предвидя к чему приведет его насильственная реализация, высказывали сомнение, опасение и негативное отношение к общей социальной концепции марксизма — историческому материализму. Другие, являясь его адептами, боролись за чистоту марксизма и превращали законы исторического материализма в замкнутую, догматическую систему. С этих позиций преставители марксизма осмысливали важнейшие явления современной им действительности и боролись за претворение утопических проектов в жизнь. Реальная практика внедрения в жизнь социальной концепции марксизма в странах социализма в XX веке подтвердила аксиому, что все теоретические битвы завершаются на грешной земле, и что нет ничего лучше, чем хорошая теория. Безобразия реального социализма, как результаты государственных планов его построения перечеркнули «научную правоту» исторического материализма и научного коммунизма. Вместе с тем, наличие социального неравенства и несправедливости в отношениях между людьми, странами, регионами, конфессиями обусловливает тот факт, что хоть марксизм — это интеллектуальное движение прошлого, он остается источником «левого» сознания. Его носители заявляют о том, что воплощение идей социализма было искажением (ленинским, сталинским, маоцзедуновским и т. д.) первоначального замысла классиков марксизма. Поэтому сегодня требуется вернуться к аутентичному марксизму как основе построения «социализма с человеческим лицом». На наш взгляд, в лучшем случае мы имеем дело с субъективно честным заблуждением. На рубеже XX—XXI веков, 2—3 тысячелетий воплощение человеческой мечты о «земном рае» должно связывать не с марксизмом. К. Маркс, Ф. Энгельс и последующие эпигоны их учения ставили романтически чистые и величественные, но утопические цели всемирного брат- 217
ства и всеобщего счастья, которые являются социальным миражом, своеобразным типом суеверия и помешстсльства на почве уравнительного благополучия. Разрабатываемые под эти цели изначально ошибочные теоретические конструкции и неверные установки опираются на конфликтологическую (антагонистическую) концепцию общества, сыгравшую в конечном счете роковую роль. Как стержень движения к грядущему — каби-нетно-интеллектуально и модели коммунизма — были предложены соответствующие механизмы и технологии «революционного терроризма*, «слома», «ликвидации», уничтожения» и т. п. существующей действительности. В результате марксизм предстал как первая форма критической радикальной философии — инструмент социально-политической борьбы. Данные механизмы были положены во главу угла организации жизни социалистических государств Европы, Азии, Африки и Америки: подавление свобод и прав личности, народов и наций, принуждение их к эгалитарному равенству, искусственное (военно-полицейское) распространение идей социализма и др. Деструктивный тоталитаризм боялся дать человеку свободу действий (laisscz faire). Результаты глобального и «великого» социального эксперимента под флагом марксизма оказались катастрофическими. Нельзя делать зло во имя добра, ибо зло порождает только зло. Поэтому составляющие «насильственную» парадигму марксистской социологии — «исторический материализм» и «научный коммунизм» оказались отторгнутыми социальным (историческим) опытом, неудачным, но полезным своими ошибками. Возникает вопрос; кто, что и от чего должно очищаться?
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Судьба марксизма» з дисципліни «Історія і теорія соціології»