Марксистская парадигма социологии, родоначальниками которой явились К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энегельс (1820-1895), формируется во второй половине XIX века. Первая их встреча произошла в 1842 г. и в последующем превратилась в творческое содружество, результатом которого явилось цельное учение — марксизм2. Оно выступило тотальным отрицанием господствующего в Западной Европе и Северной Америке общественного порядка и альтернативой позитивистской модели развития социологии. Сопряжено это было с двумя главными факторами. Во-первых, в рассматриваемый период, наряду с апологетикой капитализма и присущих ему общественных отношений, развивается систематическая их критика. Буржуазный (индустриальный) уклад, который рисовался как будущее предшественниками буржуазно-демократических революций, став настоящим, вызывал разочарование в его возможностях. Дей- 1 К сожалению, правота данного предвидения получила подтверждение историческим процессом, вызвашим к жизни гримасы коммунизма от сталинизма (СССР) до пол-потовщины (Камбоджа). - Объединение усилии основоположников марксизма привело к совместному созданию ряда крупнейших произведений: «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология» (1846), «Манифест коммунистической партии» (1848). В этих произведениях формируются основы их мировоззрения, обосновываются идеи коммунизма, материалистического понимания развития общества, неизбежности социалистической революции и завоевания пролетариатом политической власти. Совпадающие взгляды составили философско-экопомические и политические концепции, которые получили в последующем более глубокую и систематическую теоретико-методологическую проработку. Последней совместной работои стали 2 и 3 тома главного произведения К. Маркса — «Капитала» (I том вышел в 1867 г.), подготовленные к изданию Ф. Энгельсом после смерти его соратника. 168
ствителыюсть периода первоначального накопления капитала, по выражению Маркса, «источает кровь и грязь из всех своих пор, с головы до пят» (19, 23, 770). Процесс концентрации капитала сопровождался обострением конфликтов между национальными государствами, распространением колониальных захватов и переделом мира. Ускорение темпов роста материального производства и производительности труда обусловливало эксплуатационную организацию производства, обострение борьбы новых классов (буржуазии и пролетариата) и обретение ею политического характера. Капиталистическая реальность превысила всякое воображение и демонстрировала неизбежность экономических кризисов. Их спазмы сопровождались уменьшением доходов и отставанием потребления широких народных масс (неимущих) от производства. Становятся зримыми бывшие в латентном состоянии опасности техницизма, сциентизма1 и потребительства, которые неотвратимо становятся угрозой самому существования человека и человечества. Начинает сбываться пессимистический прогноз, высказанный Ж.-Б. Ламарком в начале XIX века, что под влиянием эгоизма человек способствует истреблению своего рода: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания» (Избр. поизв. В 2-х Т. И. — М.: 1959. С.439). Кроме того, капитализм оказался способным порождать авторитарный и тоталитарный строй с общей тенденцией к использованию насильственных мер для сохранения власти и средств обмана парода. Негативные тенденции развития технократического мира катастрофически отчуждали человека от труда и его результатов, окружающей природы и от него самого, стирая неповторимость человеческой индивидуальности. Осознание деструктивных тенденций капиталистического прогресса воспринимается социальной мыслью необычайно остро. Великий Гейне образно выразил подобное состояние: «Но берегись — беда грозит. Еще не лопнуло, по уже трещит». Середина XIX века характеризуется революциями, которые в разных странах обретали различные формы. Так во Франции (1830, 1848) буржуазия боролась за расширение политической власти; в Германии (1848—1849) буржуазия пыталась ее добиться, в Италии и Австрии велась борьба за национальную независимость; в США (1861 — 1865) велась гражданская война против плантаторского уклада южных штатов и рабства. Во-вторых, стремление к преодолению кризисных тенденций в становлении индустриальной цивилизации вызвало к жизни различные способы и проекты их преодоления, в том числе, и идеи изменения социальных наук и создания новой науки об обществе. Практические попытки создания такой науки шли по пути критической переработки и реформации позитивистской социологии. Они имели различные модели решения данной задачи. 1 Сциентизм выступает как выражение всемогущества знания, критически воспринимающего значимость ценностных форм освоения действительности (философии, морали, искусства и т. п.). 169
В частности, это направление социологического психологизма, опирающегося на новую экзистенциально-феноменологическую линию философии. В нем поиск новых ненасильственных механизмов управления и контроля межличностных отношений шел в рамках капиталистической организации общественной жизни, что могло оказывать должное противодействие возможным кризисным ситуациям. Кроме того, эти механизмы должны были предотвратить наступление диктатуры и тоталитаризма любой формы (буржуазной или пролетарской), сохраняя «золотую либеральную середину» индустриальной версии прогресса. Вместе с тем, нарастающий кризис капиталистического прогресса инициировал поиски путей насильственной (принудительной) реорганизации мира и разрушения существующего статус-кво в соответствии с идеями социализма и коммунизма. Разработка данной парадигмы стала сутью марксистского направления социологии. Оно возникает в Германии, которая была экономически и политически более отсталой страной по сравнению с индустриально развитыми Англией, Францией и США. В 40—50-х годах она находилась накануне буржуазной революции. Наличие пролетариата, конституирующегося в класс до революции, обусловливало возможность, по мнению революционных демократов, превращения немецкой революции в непосредственный пролог революции социалистической — пролетарской. Последняя должна была привести к смене капиталистического строя новым социалистическим обществом в рамках индустриального (промышленного) развития, обладавшего, в идеале, неограниченными возможностями реализации всеобщего равенства, права на благополучие и счастье всех людей. В этом духе Маркс осознает как свое призвание защиту интересов «бедной, политически и социально обездоленной массы» (19, 1, 125)1. В силу этого, основоположники марксизма активно включились в работу в социально-политическом движении с позиций пролетариата, который они рассматривают как творца нового коммунистического общества. Являясь выходцами из иной социальной среды — интеллигенции (Маркс) и буржуазии (Энгельс), они сознательно включились в революционную борьбу. Ей они посвятили страсть души, научно-теоретические знания и организаторские способности. Жизнедеятельность основоположников марксизма подтвердила истину, что бояться надо субъективно честных, пламенных революционеров, которые ошибаются: они движимы благими намерениями и всем хотят одинакового добра, независимо от того, какой ценой оно будет достигаться. Маркс и Энгельс начинают свою теоретико-практическую деятельность как представители немецкого буржуазного радикализма и младогегельян- 1 Чаяния и интересы социальных низов — жить без угнетения и неравенства, в условиях социальной справедливости и без эксплуатации — всегда находили выражение в литературе и искусстве, науке и философии. Об этом, в частности, свидетельствуют движения киников, ранних христиан, протестантов и др., которые находили живой отклик «надклассового» порядка среди угнетенных, ущемленных в правах и уязвленных неравенством. 170
ства, подчиняя ее нуждам социально-политической борьбы в условиях предреволюционной Германии. Последующая работа над программой борьбы пролетариата, в которой его победа была центральной абсолютной ценностью, придавала марксизму привлекательность в международном рабочем движении. Однако такая политизация закрывала для них возможности традиционных форм теоретической деятельности — университетского преподавания. Поэтому наряду с практической агитационной и организационной работой, они активно занимаются публицистикой. Потребности политической борьбы обусловили обращение к широкому кругу социальных наук, что придало многосторонность и универсальность марксизму. В силу этого в синтезе его знаний сложно выделить собственно социологию. Однако сам факт существования иной по качеству философско-соци-альной альтернативы оказал глубокое воздействие на развитие социологии. Это выразилось в ее разделении на немарксистскую и марксистскую линии. Последняя стала мировоззренческим архетипом целой исторической эпохи, антибуржуазность которого предопределила непримеримость последующей дискуссии. Только крушение в конце XX века реального социализма, так и не давшего тех достижений человеческого духа, которые от него ожидали, подтвердило, что утопичность и стремление марксизма к радикальным социальным изменениям увели значительную часть человечества по ложному пути.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Марксистская парадигма социологии» з дисципліни «Історія і теорія соціології»