ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Історія і теорія соціології

Учение эволюции
Обращаясь к проблеме эволюции (развития) Спенсер опирается на постулаты неуничтожимости вещества и постоянства движения (силы). Вещество проявляет силы притяжения и отталкивания, от чего движение направляется по линии наибольшего притяжения и наименьшего сопротивления. Формы проявления и превращения сил подчиняются определенному ритму (периодичности) — возникновению, формированию и исчезновению. Поэтому правильное познание любого объекта возможно только с учетом истории его превращений. Биологи затор ство изменяет подход к прогрессу, который понимается Спенсером лишь как просто нарастающее развитие (эволюция), при определяющей роли внешних факторов и без оценочного смысла. В силу этого он критикует контовский закон трех стадий (динамику) развития «разума» как след гегелевской «метафизики».
Видоизменения, охватывающие неорганические — органические — психические — социальные сферы, происходят последовательно по уровню возрастания организации (а не разума) от низшего к высшему. Данная идея саморазвития исключающая креационизм, насилие и диктат, составляет основу доктрины эволюционизма, которую Спенсер подкрепляет огромным эмпирическим материалом'. В результате, эволюция предстает как закономерный, органический, внутренне направлений процесс изменений. Он протекает во времени па основе естественного отбора, где каждое последующее обусловлено всем предыдущим, то есть это не предмет свободного выбора.
Существует некий естественный и необходимый мировой порядок, которому как раз и надо позволить проявиться. Отсюда вытекает лозунг: «Не мешайте естественному ходу вещей». Абсурдно создавать партии ускорения или замедления затмения солнца. Больше того, любое вмешательство ве-
1 Спенсер создаст свою концепцию независимо от учения Ч. Дарвина (1809—1882) об эволюци органического мира, опиравшегося па явления изменчивости и объясняющего развитие организмов лишь как частный случай всеобщего развития.
160

дет к нарушению естественного хода эволюции и расценивается как негативный (реакционный) акт, способный вызвать хаос разложения.
Суть процесса эволюции в том, что при переходе от низших к высшим формам жизни путем выработки новых форм увеличивается приспосабли-ваемость внутренних отношений в организме к внешней для пего среде. Дело здесь не в том, что среда была создана таким образом, чтобы соот-ветсвовать живым существам. Наоборот, сами живые существа изменялись так, чтобы соответствовать окружающей среде. Новые формы как результат активного саморазвития усиливают адаптационные ресурсы организма и разнообразные медитаторы (посредники): физические, химические, биологические и др. При этом истощение адаптационных ресурсов ведет к гибели организма. Отсюда вытекал тезис эволюционизма: «Приспособиться или погибнуть!»
В таком значении адаптация обусловливает целенаправленность в развитии природы как возрастание организации в приспособлении к определенным условиям (а не мудрость провидения). Изменения организации способствуют лучшей реализации внутреннего потенциала организма, согласованности основных элементов целого, взаимосвязи его структуры с внешней средой.
Эволюционную биологию Спенсер приложил к социальной сфере, обосновывая тем самым принцип: общественные процессы — это продолжение биологических процессов. Поэтому все законы науки он свел к одному — всеобщему закону эволюции: «Эволюция — есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеиванием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связанной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение» (27, 237). При этом необходимо отмстить, что Спенсер понимает развитие как возникновение нового, опираясь на постулат различия (в противовес контовско-му единству). Последнее обеспечивает устойчивое состояние — равновесие системы (все однородное аморфно). Закон эволюции и постулат различия составляют суть спенссровской социологии: это наука о надорганической эволюции, главным методом которой является сравнение развития разных стран и народов.
Равновесие определяет движущие силы и направление эволюции. Движущая сила — это антагонизм противополжно направленных сил. Их равнодействующая (уравновешивающая) указывает общее направление и определяет предел эволюции организма. Поэтому, как формулирует Спенсер, «мы всюду открываем стремление к равновесию» (27, 313).
Однако неодинаковое воздействие внешних факторов па разнообразные части целого ведет к тому, что его равновесие утрачивается и наступает разложение (одряхление). Результат определяется преобладанием одной из этих сил, одного из наличных факторов (среды или агрегата). Но и оно не является окончательным для развития. В силу постоянства движения и неуничтожимое™ вещества происходит непрерывная перегруппировка имеющегося в наличии материала, формирующая стремление к равновесию Это обусловливает вечный ритм (чередование между собой) равновесия и
161

разложения, притяжения и отталкивания, интеграции и Дифференциации (27, 324). В результате образуется единая неделимая прогрессия — увеличивающаяся приспосабливаемость внутренних отношений агрегата к внешней среде. Она закрепляется опытом предшествующих организмов, обеспечивает трасформацию от низшего к высшему. Подобное развитие свидетельствует о необратимости изменений органического мира (mutalis mutandis). Отсюда вытекает, что в прошлом уже происходили эволюции, аналогичные современным, и что в будущем можно ожидать такого же рода последовательных эволюции. Все они тождественны по своим основаниям и всегда различны по своим конкретным результатам1. Овновные черты процесса эволюции.
1. Линейная концепция развития предстает как переход от бессвязаннос
ти к связанности, как интеграция (концентрация) рассеяных элементов
без обратной связи. Данное объединение (конвергенция) расходящихся ча
стей образует новое целое. В его рамках части становятся зависимыми друг
от друга: изменение одной часги ведет и изменения в других.
2. Дифференциация как переход от однородного к разнородному, нарас
тание разнообразного (структуры) внутри системы (однородное многооб
разие). Через дифференциацию протекает развитие от простейших к слож
ным организмам, с разделением органов и функций. В частности, биологи
ческий покров Земли делится на царства и подцарства, типы, классы, от
ряды, семейства, роды, виды и особи. Именно в отдельном живом организ
ме, имеющем внутри— и вневидовые связи, природа нашла прогрессиру
ющую единицу эволюции. При этом природа в последнюю очередь обуслов
ливает строение агрегатов, вперед состоящих из этих единиц. Поэтому если
дан характер единиц, то и характер агрегата уже определен.
Спенсер закладывает структурную перспективу в социологии, опираясь на понятия «структура» и «функция», получившие развитие в биологии.
Рассматривая организм как отношение между целым и его частями, он различает «функцию» (выполнить что-либо), определяющую характер взаимодействия различных частей при жизнедеятельности организма. Под «структурой» он понимает стабильные отношения, которые господствуют между целым (организмом) и его частями. Связывая свои представления об обществе с живым организмом, Спенсер предвосхищает социологическое применение представлений о структуре и функциях в холистско-системном, стуруктурно-функциональном анализе социальных явлений.
3. Возрастание порядка (упорядоченности) как переход от неопределен
ности к определенности. В результате борьбы за существование происходит
отбор (селекция) устойчивого в направлении наименьшего сопротивле-
1 В рамках эволюционистских представлений в XX в. формируются концепции циклического развития (О. Шпенглер), исторического круговорота (А. Тойнби), циклической флуктуации трех социокультурных типов (П. Сорокин). Они дополнялись теорией конвергенции как схождения различных типов культур на основе сближения противоположностей, либо поглощения одной из них другой.
Наряду с ними сформировалась нелинейная концепция, рассматривающая мир как волновой, пульсирующий, системный (наличие обратной связи) процессы.
162

ния внешней среде. Поэтому организация возрастает естественным путем, а не производится искусственно. При этом эволюция происходит через процесс медленных, постепенных изменений, незаметных градаций1.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Учение эволюции» з дисципліни «Історія і теорія соціології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: КЛАСИЧНА КІЛЬКІСНА ТЕОРІЯ ГРОШЕЙ
ОСОБЛИВОСТІ СТАНОВЛЕННЯ І РОЗВИТКУ КОМЕРЦІЙНИХ БАНКІВ В УКРАЇНІ
СУЧАСНИЙ МОНЕТАРИЗМ ЯК НАПРЯМ РОЗВИТКУ КІЛЬКІСНОЇ ТЕОРІЇ
Модемні протоколи
ОСОБЛИВОСТІ ПРОВЕДЕННЯ ГРОШОВОЇ РЕФОРМИ В УКРАЇНІ


Категорія: Історія і теорія соціології | Додав: koljan (02.12.2012)
Переглядів: 540 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП