Американское Просвещение выступает как «Великое пробуждение», выражающее жажду гуманных реформ и социальных преобразований. Его представители (Д. Уайз (1652—1725), С. Джонсон (1696-1722), Д. Эдварде (1703-1759), Д. Мэйхью (1720-1766) и др.) обосновывают приоритет «здравого смысла» — трезвого и практического взгляда на действительность, ориентирующего на воплощение истин «науки наук» в конкретную жизнь (27, 62). Такой подход к реальности характеризуется отсутствием интереса к спекулятивной философии и оформлением американского прагматизма Американское Просвещение находится в тесной связи с религиозным сознанием пурита но-кальвинисте кой ориентации, которая разрушает конгрсгациопалистские церковные институты (официальная церковь). В результате, на почве фундаментального (радикального) обращения к первоистокам реформированного христианства (протестантизма), возникают неофициальные религиозные течения — методизм и баптизм. При этом американские просветители формируют мес-сианистическую идею, согласно которой Америке географически и исторически суждено стать Землей обетованной нового мира, то есть центром царства божия на Земле. Завершением американского Просвещения явилась война за независимость в Северной Америке (1775—1783) и последовавшее за ней образование США.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Американское Просвещение» з дисципліни «Історія і теорія соціології»