XVIII век вошел в историю научно-философской мысли как эпоха «Просвещения» (Век разума), являющегося всеохватывающим европейско-американским идейно-социальным движением, абсолютизирующим ценность разума (ratio) и рациональной организации жизнеустройства. Оно вобрало в себя веру в творческие потенции народов и неограниченное нравственное совершенствование личности. В условиях поголовной грамотности и широкого распространения книжной культуры уже нельзя было просвещать людей «пламенем костров». Истина должна была светить собственным светом; плоды Разума и Просвещения должны родиться не из традиций, а в результате полного от них отречения. Данная ментальность антитрадиционализма создавала важнейшие предпосылки для «просветительской» революции XVIII века, для которой спасение народа стало высшим законом. Революционная эпоха живет лозунгом: «Начать все сначала!» Это был лозунг полного разрыва с прошлым и построения нового общества на принципах «свободы, равенства, братства». Разум (знание и метод) обеспечивал, с одной стороны, рационалистическую (непредвзятую) способность познания открывать истину в силу «разумного» устройства мира. С другой — способность создания регулируе- 106
мых механизмов (колес, пружин, тросов, балансиров и т. п.), в том числе и общественных, сообразно требованиям «естественных законов». Для этого необходимо согласование принципов организации общества с принципами Природы и Разума. В таком обществе более умные должны управлять другими, они должны устанавливать добрые законы и издавать распоряжения, направленные всегда к преуспеванию и соблюдению общего блага. Просветители утверждали убеждение, что проявления человеческой деятельности, являясь составной частью естественного порядка вещей, подлежат действию универсального закона природы в социальной сфере. Его действия могут быть открыты разумным путем, посредством приложения позитивных методов познания. Просвещение выступало провозвестником грядущих трансформации европейско-американского мира — полосы революционных изменений и войн. При этом революция рассматривалась как бедствие для общества. Отсюда, прибегать к ним можно только для того, чтобы достичь значительного, прочного и продолжительного благополучия, возмещающего временное нарушение спокойствия. Великие революционные декларации как раз и выражали неотъемленное право людей на более достойную жизнь и стремление к счастью. Подъем национального самосознания (государство, язык, культура) обусловливал локальное своеобразие ментальностей, предопределяющих формирование национальных школ в научно-философском развитии. Постепенное обретение ими теоретического самоопределения наполняет мировое развитие научно-социального познания новыми гранями и стимулирует рост проблематики, связанной со становлением капиталистического (рыночного) хозяйствования, гражданского состояния, правового государства и представительного правления (демократии). Наступление технической цивилизации выходит за рамки собственно материального производства и трактуется расширительно, как двигатель всех изменений в обществе и человеке.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Просвещение» з дисципліни «Історія і теорія соціології»