Представители эмпиризма как опытно-индукттшого метода (от Д. Лок-ка (1637-1704), И. Ньютопа (1.642-1727), до Д. Милля (1806-1873) разрабатывают способ исследования природного (внешнего) мира, с помощью которого от экспериментальных фактов переходят к установлению общих положений, принципов, законов. Логика эмпиризма имела аналитический характер и опиралась на скрупулезное (систематическое) собирание фактов, относящихся к изучаемой теме. Опытное исследование природы означало наблюдение внешних по отношению к субъекту явлений и предполагало обязательную проверку. Последняя открывает возможность корректировать иллюзии восприятия и значительно повышает пашу способность объяснять и предвидеть: объективное подтверждение получаемых данных помогает установить 1) правильны ли наши объяснения и 2) ведут ли они к контролю происходящего. При этом исходят из положения, что простые идеи возникают из ощущений, а сложные — конструируются с помощью разума (рефлексии) из простых. Данная наивно-реалистическая, эмпироко-сенсуалистическая убежденность имела тенденцию к натурализму: за пределами ощущений больше открывать нечего, поэтому открытия естествознания имеют окончательный характер. Отсюда, все остальное является вымыслом (декларацией, мифотворчеством), мнимым знанием, вредоносным и препятствующим росту истинного знания. К этому остальному относится и рационалистическая философия (метафизика), претендующая на методологическую роль (наука наук) и мировоззренческий фон всякой познавательной деятельности. Научная новоевропейская революция завершилась трудами И. Ньютона, в которых получила окончательное выражение научно-механистическая картина мира. В работе «Математические принципы натуральной философии» он раскрыл суть своего обновления метода научного познания — процедуры исследования (анализ, обобщение) и доказательства (проверяемость) (46). В условиях утверждающегося опытного естествознания точность знания, полученного путем эмпирического исследования, связывается с техническими приборами — средствами — (телескоп, микроскоп, термометр, барометр, часы и т. п.) и математическим аппаратом (алгебраическое, дифференциальное, интегральное исчисления, логарифмирование и т. п.). При этом математика служит лишь способом объяснения экспериментальных наблюдений. Полученное таким образом научно-теоретическое знание опирается на принцип неукоснительной проверки как единственно точный и объективный критерий истины
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эмпиризм» з дисципліни «Історія і теорія соціології»