Тезис протестантизма «Sola fide» — «оправдывает только вера» — обусловливает сложное отношение реформаторов к разуму и философии. С одной стороны, им приходилось прибегать к доводам разума в проповеди протестантской веры. Но с другой, разум, опирающийся на «языческую античность», есть блудница сатаны, он может только порочить творения бога. Поэтому реформаторы выступают против внесения разумности в дела веры. 77
Однако это не означало, что разум и философия освобождались от роли «служанки» богословия и обрели свободу. В протестантизме четко просматривается позиция отвержения те ол о го-схоластического разума (философии) как орудия католицизма, являющегося духовной основой средневекового феодального общества. Данная установка распространяется и на гуманистичес ко -возрожден чес кую философию. Мудрствующий человеческий разум поражен субъективностью, спекулятивными (консенсусными) изысканиями единства через примирение противоположностей. Отсюда вытекала задача очищения «истиной веры» от человеческой разумности -— предрассудков, являющихся причиной заблуждений. Данное очищение осуществляется через борьбу и уничтожение противящегося единству. Таким образом, устранялась философия вообще, а не создавалась новая. Протестантизм проповедует императив: «знать — или погибнуть!», требующий избегать всякого рода сомнений и решительно занимать четкую позицию (делать страстный выбор). Интуитивное принятие «нечто» за истину без знания осуществляется на основе непоколебимой веры (да поможет бог) в правоту принятого решения. Именно личная вера должна быть основанием всяческих действий и поступков. Укрепленный верой разум (опора па веру) человека гарантирует лучший обоснованный выбор в практических действиях: то, во что веришь, должно непременно реализоваться в действиях. Вера (божественный свет) подготавливает мирскую мудрость, то есть бог через человека продолжает свое творение. Поэтому всеобщее равенство, свободное предпринимательство, личное обогащение, активное приспособление к наличному положению и т. п. становятся (в противовес аскетизму) позитивной общественной деятельностью, угодной богу. В этом плане протестантизм является источником несокрушимой энергии (сверхнапряжения) для повышенной активности в практических начинаниях светского человека в любой сфере деятельности. «Опытная вера» истинной религии — это и есть путь разумности. Слаба вера, коль скоро она останавливается перед трудностями сделанного выбора. Максимализм веры рассеивает сомнения. Возможность ошибки в предчувствии истины заставляет «трепетать сердце» человека, ибо ему не дано знать истину наперед. Что мне делать? Но человек должен на свой страх и риск принять решение, что угодно, лишь бы выбор был сделан. При этом критерием является книга — Святое писание. Оно нуждается в понимании, основанном на деятельности личного разума (а не авторитете церкви). Вместе с тем, освобождение разума и философии от роли «служанки» веры (а от не веры вообще), обусловливало их радикальное преобразование: отвержение технолого-схоластической рациональности, основанной на античной классике и аргументах, вело к новой рациональности в сфере светской, земной (естественной) жизни, основанной на «истинной вере» (верю, чтобы понимать), В концепции обновления разума Т. Мюпцера выделяются рассудок и разум. Естественный человеческий рассудок эгоистически служит человеческому своекорыстию. Божественная истина для него неисповедима, так как 78
рассудок отрешен от бога и направлен па угоду плотского эгоизма творений. Наоборот, разум является выражением божественной мудрости, а «божественное» познание (откровение) направлено к всеобщей цели. Под воздействием «истиной веры» он из противоположности божественному преобразуется в форму проявления последнего. Данное освящение человеческого разума освобождает его от внешних авторитетов и утверждает в качестве непосредственного источника истины для человечества: внутреннее слово человек черпает из основы души через «божественное» откровение. Теперь, наряду с Библией как безупречным источником откровения, выступает и разум как живое внутреннее откровение. В нем проявляется «способность суждения» знать то, во что веришь: честность и правдивость верующего перед самим собой. В целом, Реформация по массовости, силе и основательности духовно-практического обновления обусловила конфессиональную форму процесса перестройки социокультурной жизни Европы XVI века. В частности, протестантизм формирует основу для развития познания, которое привело к новоевропейскому способу научно-философского мышлению. При этом происходило сложное переплетение религиозных и светских мотивов, выходящих далеко за рамки теолого-философских дискуссий. Рождалось новое реформаторское мировоззрение, которое вызывало яростное противодействие католической церковности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Вера и философия» з дисципліни «Історія і теорія соціології»