Наряду с ренессансным проявлением духовно-религиозного обновления протекает и Реформация, приведшая в конечном счете к исторической переориентации от традициоиалистической модели развития общества к индустриальной. В своей основе Реформация была враждебна Возрождению, так как опиралась на признание превосходства современной эпохи над античностью, верховенство Библии (библейская герменевтика), на национальную государственность, культуру и народные низы (народная реформация). Вождями реформациошюго движения были М.Лютер (1483-1546), У. Цвигли (1489-1531), Т. Мгонцср (!490-1525), Ж. Кальвин (1509-1564). Формирующийся под их влиянием протестантизм точно улавливал и формулировал требования времени, открывавшего эпоху раннебуржуаз-ных преобразований. Он стал конфессиональной доминантой капиталистической направленности развития Европы и Нового света, насыщенной новыми социально-культурными проблемами, требующими новаторской научно-технической и гуманитарной мысли 31 октября 1517г. М. Лютер обнародовал 95 тезисов против папских индульгенций и об ориентирах обновления христианства на основе «евангельской чистоты» первоначальной апостольской церкви и признания высокого значения человека (человеческого достоинства). Это явилось формальным началом Реформации. В 1526 г. Швейцарский рейхстаг принял решение о праве княжеской власти определять религию своих подданных по принципу «чья страна, того и вера». В 1529 г. это решение было отменено императором Германии Карлом, что вызвало протест участников рейхстага. С этого времени всех принадлежащих к новой церковной реформации стали называть протестантами. Данные конфессиональные противоречия завершились конфликтом и нетерпимостью враждующих лагерей христианства. Они стали причиной исторической полосы революций и войн, завершавших Средневековье и открывавших эпоху Нового времени. Поводом для радикальной реформации веры (при абсолютизации Библии) послужило «обмирщение» католической церкви, ставшей в процессе всемирного обогащения огромным собственником при одновременной проповеди идеала благочестивого аскетизма для мирян. Особую роль играли монастыри как опора и оплот храмовой церкви Монашество (монашеские ордена) основывалось на проживании в монастыре, послушании и воздержании. Никакие земные радости монаху не нужны, так как он отдан только богу и божьему промыслу. Любые невзгоды — это испытание его воли перед волей бога, а бедность является духовным идеалом («все свое ношу в себе»). Однако, во-первых, догматическое понятие «бедности» (как оно воплощалось в нищенствующих орденах) больше не соответствовало духов- 75
ным и материальным потребностям эпохи. Экономический подход к вещам трактовал ее как обездоленность в социальной жизни, препятствующую счастью. Показная же бедность (нищенство) рассматривается как притворство и обман. Во-вторых, представители храмовой церкви занимались ростовщичеством, сбором пожертвований, продажей индульгенций, что вело к ее обогащению, красочному и пышному богослужению, противоречашим провозглашаемому идеалу бедности. Важнейшей характеристикой человека церковь считает его греховность. Поэтому основной установкой добродетельного образа жизни является искупление грехов, которое может быть эффективно осуществлено только с помощью церкви. Одним из его средств является свершение угодных (добрых) церкви дел (пожертвования, покупка индульгепци и т. п.) . В то же время, среди служителей церкви и монахов было немало жадных до денег и земных радостей, бессовестных, фанатичных и злобных. Все это обнаруживало коренное расхождение между сушим и должным, телесным и духовным бытием каждого христианина, которое подлежало радикальной перестройке. Подрыв морального авторитета римско-католической церкви среди верующих обусловливал их отчуждение от нее и стремление реставрировать первоначальный смысл Священного писания, очистить христианство от папизма (гугеноты, протестанты, пуритане и т. п.). Кроме того, обновленная религия способствовала укреплению национальных государств (Франция, Англия, Нидерланды, Швейцария и др.) и помогала в политической практике достижению государственных интересов и мирских благ. Авторитету папства протипостваляется требование «дешевой» церкви и авторитет общин самих верующих. М. Лютер облек данное требование в следующие слова: «Не знаю, может ли христианская вера терпеть еще одного главу вселенской церкви..., если у нас есть Христос». Провозглашение авторитета личной веры обусловило принцип «всесвящепства»: каждый является мирянином и священнослужителем одновременно Каждый может быть избранным для руководства общиной единоверцев. При этом община — родственники по духу нового благочестия — свободна в выборе «своей» истины («божественной правды»). Данный религиозный плюрализм, свобода от папства, формирует зачатки демократического самоуправлению. Зарождается идея глубинной (интимной) связи между человеческой душой и богом, божья глубина — моя глубина и наоборот, что делает возможным соединение любого человека с богом. Но тогда спасение каждого полностью зависит от него самого, без посредничества церковной иерархии, то есть последняя становится излишней. Происходит субъективизация и индивидуализация религиозности в рамках общины верующих. При этом зрительная сторона, столь важная для католицизма, не имеет значения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Реформация (протестантизм)» з дисципліни «Історія і теорія соціології»