Дальнейшее развитие процесса познания связано с эпохой Возрождения, которая формируется на рубеже XV — XVI веков сначала в Италии, а затем распространяется на север Европы1. Начальным этапом ее выступает гуманизм2 как культурологическое движение, выразившее в литературе и искусстве стремление к духовно-религиозному обновлению. Гуманизм продолжал традиции Данте, Боккаччо, Петрарки, реабилитирующие человека и человеческие ценности земной (посюсторонней) жизни, гармонического единства души и тела. Отсюда вытекает право людей на полноту этой жизни (чувства, страсти, разум, деятельность): «Я человек и ничто человеческое мне не чуждо». Находясь вне традиционной школы, гуманисты занимаются свободными искусствами (поэзия, риторика, грамматика, история) и исключают ' XV век, отмеченный возрождением человека и его способностей, расцветом культуры Раннего Возрождения, получил итальянское наименование — «кватроченто». - Термин «гуманизм» введен в оборот в XIX веке для обозначения направления, изучающего человека и общество преимущественно гуманитарным (человеческим) кругом наук, и опрокинут па эпоху Возрождения. 67
из сферы своих интересов университетские дисциплины (теология, астрономия, математика, натурфилософия, метафизика). Снова вводится в оборот «Studia humanitatis» (Цицерона): отдельный человек (homo), его внутренний мир, личные заслуги (доблесть, мудрость, смелость, щедрость) как основа благородства, занимают центральное место в творчестве гуманистов. Последние не принадлежат к официальной корпорации университетов и монастырей, определяющих движение духовно-религиозной культуры средневековья, и группируются при дворах правителей, вокруг знатных и богатых лиц (например, «кружок Медичи»). В силу этого гуманисты обладают творческой свободой и составляют новый слой (светская интеллигенция), состоящий из поэтов, писателей (сатириков), художников, архитекторов, педагогов, политических и государственных деятелей: П. Браччолини (1380-1459), Д. Манетти (1396-1459), Б. Альберта ( 1404-1472) Л. Балла (1407-1457), П. Помпонаци (1462 -1525), Э. Ротсрдамский (1469-1520), Б. Микельанджело (1475-1564), С. Рафаэль (1483-1520), А. Дюре (1471-1528), Тициан (1477-1576), Т. Мор (1478-1535), Ф. Рабле (1494-1528) М. Сервантес (1547—1616), У. Шекспир (1564—1656) и др. Они признают приоритет художественной чуткости над книжной ученостью и научной объективностью: воображение, фантазия, эмоциональность не подчинены у них формально-логическим законам и методам опытного познания. Обращение к обшей культуре — литературной, исторической, философской — формирует литературно-риторический жанр (лирика, письма, эпистолы, памфлеты, сатира, миф, утопия), очищающий от тематических схоластических наслоений возрождаемую античность Гуманисты отвергают верность одной традиции, авторитету (аристотелизм) и восстанавливают утраченные творения других «добродетельных язычников» — Фалеса, Анаксагора, Демокрита, Гераклита, Сократа, Цицерона и т. д. Они рассматриваются как образец классической образованности, являющейся основанием строительства новой — гуманистической культуры. При этом предшествующую им тысячелетнюю средневековую культуру они воспринимают как «варварскую» («тьму папизма»). Тем самым раскрывается историческая перспектива: античность — средневековье — современность. Осознание содержательного различия между отрезками исторического времени, обращение к их эмпирическому переживанию ведет к секуляризации истории и историческому натурализму. Однако замена одних текстов другими не могла происходить безболезненно: ущербу подвергалась и построенная на теологическом и схоластическом авторитете текста система. Единство художественного творчества и научных изысканий, дерзкой фантазии и правдивости, с одной стороны, открывает новые горизонты в искусстве текста. С другой, формируя антропоцентрическое мировоззрение (в противовес средневековому теоцснтриз-му), выражая насмешливое и непочтительное отношение к средневековым авторитетам, гуманисты вызывали яростную критику и преследования со стороны теолого-схоластических и церковных кругов. Движение гуманистов, имевших свстско-энциклопедическую образованность, носило «клубный» характер и ориентировалось на элитарные круги читателей и меценатов: оно было оторвано от народа и непонятно соци-
альным низам. Это была скорее форма диссиденетва1, то есть инакомыслия (разномыслия), как сопротивление схоластической унификации мысли и ее омертвлению. Гуманисты заслуживают глубокого уважения как первые, кто преодолевал прочный, укоренившийся диктатурой католической церкви страх перед богом. Выросшие на почве средневековой культуры, они вошли в противоречие с ней. Являясь преимущественно представителями литературы и искусства, гуманисты занимаются данной проблематикой, считая художественную деятельность неподсудной, свою форму деятельности они не воспринимают как форму религиозно-политического протеста. Являясь людьми идейными, с высокими идеалами и принципами, гуманисты мыслят по-другому, вопреки мнению большинства и имеют смелость высказывать свои мысли, выпадая из существующей системы. Занимаясь светскими художественно-научными проблемами, по своему стилю закрытыми для широкой публики, они не рассчитывают па овладение общественно-политическим движением. Однако, как всякое непонятное, гуманизм вносит какое-то беспокойство в общество, особенно в то, которое живет по строгим церковно-государственным предписаниям. Выражая желание современниками прекрасной жизни и счастья, гуманисты исходили из того, что человек предназначен служить самому себе (божественному началу в себе), а не самому богу. Свою цель они видят в том, чтобы научить человека наслаждаться жизнью, а для этого надо преодолеть страх перед богом. В этом плане человек является творческой личностью, а личное благо выступает мерилом нравственности. Он имеет возможность реализовать свою индивидуальность, стремление к земной, прижизненной славе: «человек — кузнец своей судьбы». В противовес нормам христианско-аскетической морали восстанавливается здоровая чувственность, эмоциональность, самопроявление, личное достоинство (инициатива, ответственность) — равная возможность каждого индивидуального существования. Такая позиция вела к обоснованию необходимости разграничения сфер церкви и государства. Последнее рассматривается как единственный способ конституировапия целого (политического организма), и служение ему — это служение самому себе (гражданский гуманизм, включающий отношения гражданства, подданства и т. п.). В условиях охватывающего Италию кризиса пробуждение личности, освобождение морали от пут религиозного лицемерия, приоритет людей действия, дела, обусловливают парадоксы социальной жизни и поведения малочисленной социально активной (незаурядной) части населения. В данную эпоху переплетались рационализм в идеале и волюнтаризм (эгоцентризм) в повседневном поведении, культ красоты в природе, человеческих творениях и жадная хватка, напор в делах, культ личной славы, апофеоз удачи и моральный скептицизм, цинизм (пир во время чумы), подчинения диктату страстей, руководимых разумом (virty) и «momento more». Формируется понятие «фортуна» как способ объяснения всего, что находится за 1 Диссидент — инакомыслящий человек, не придерживающийся господствующего вероисповедания, не согласный с господствующим мировоззрением, существующим строем. 69
пределами расчета, контроля и воли. Исход любого дела включает элемент неизвестности, то есть случайности, в событиях (непредвиденность, превратность, непостоянство), который может дать неожиданный результат. Фортуна, как капризная женщина, поворачивается разными сторонами и обретает образ колеса: чтобы сделать ее покорной, нужно своей рукой управлять вращением этого колеса. Краткость и быстротечность земного времени являются «шпорами» к действию, то есть призывают не упустить время для дел земных — «схватить настоящее на кончик шпаги». Обмирщенный антропоцентризм, подрыв веры в догмат конечного спасения не только не будили, но и пугали современников, эпатаж вызывал страх перед любым критическим суждением о святынях Публичные проявления политических диспутов и инициатив, практической сметливости и интриг, честолюбия и алчности, возвышения абсолютной светской власти сопровождаются постоянными конфликтами, коммунальными революциями, жестокими вооруженными схватками н фанатическими расправами над противниками Одновременно такой стиль жизни сопровождается поисками истины и идеалов, способных направить активность граждан на духовно-религиозное обновление. Дальнейший поиск связан с двумя направлениями оппозиции католической церкви в новой исторической ситуации рубежа XV-XVI веков — Возрождением и Реформацией. Их объединяет интерес к земной жизни человека, но гораздо больше того, что разъединяет их и по содержанию, и по результатам.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Гуманизм» з дисципліни «Історія і теорія соціології»