Сциентизм Оксфордской школы (францисканский орден) проявился также в воззрениях Дунса Скота (1265—1308 гг.), получившего имя «тонкого доктора», что подчеркивает его стремление к ясному и точному рассуждению, приближавшемуся к математической очевидности. Разрабатывая более тонкую логико-гносеологическую терминологию, он смешает акцент в сторону логики, разграничивая реальное и формальное различие, абстрактные и конкретные понятия. Решая вопрос о соотношении философии и теологии, Скот исходит из предметного различия данных разновидностей человеческого знания. Философия, которую он отождествляет с метафизикой, является чисто теоретическим знанием, постигающим внешний мир, опираясь на разум (и опыт) и используя научное знание. Последнее есть результат натурфилософского изучения предметов и существ живого мира. Научное познание протекает от чувственных интуиции к общим понятиям, которые становятся решающим содержанием знания. При этом законы аристотелевской силлогистики составляют подлинно философский метод Сама же философия является наивысшим знанием и стремится к точности и строгости своих положений. Теология, в понимании Скота, является практическим знанием того, как наиболее успешно направлять человеческую волю на выполнение положений, предписываемых верой, не поддающихся рациональному обоснованию и не нуждающихся в нем. Поэтому она наполнена моральным содержанием. Вместе с тем, богослов может опираться на естественный разум и утверждать возможность того, чему учит вера (существование и единство бога, творение мира из ничего и т. д.). «Тонкий доктор» избавляется от крайнего реализма и признает наличие общего в самих вещах, склоняясь к номинализму. Мир в его понимании это переход от общего к индивидуальному, от неопределенного к определенному. Благодаря чувственной интуиции человеческий ум получает возможность постигать индивидуальное и конкретное через образ, в котором отражена не сущность вещи, а единичность ее существования. Такой подход заключал в себе ориентацию на подчеркивание двух сторон существования — земного и небесного. К небесному счастью ведет христианская вера, к земному — философия. Тем самым усиливается тенденция их различения, формирующая «новый путь» в философии, основывающийся на концепции «двух истин» (двойственной истины) и номиналистическом решении проблемы универсальной.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сциентизм Оксфордской школы» з дисципліни «Історія і теорія соціології»