Томизм (схоластизированный аристотелизм) на рубеже XIII-XIV веков преодолел учение францисканских августинистов, опирающееся на платонизм. Он был признан официальной доктриной римско-католической церкви, а сам Фома Аквинский был причислен к лику святых. Однако наряду с томизмом, существовали и другие учения, выступавшие явной или скрытой критикой всеобъемлющей доктрины «ангельского 58
доктора». Прежде всего — это Роджер Бэкон (J214—1292 гг.), представитель францисканского ордена, проповедовавшего платонизм и августинизм. Будучи равнодушным к «Метафизике» Аристотеля, он публично комментировал его «Физику», отдавая предпочтение изучению естественнонаучных проблем. «Удивительный доктор» занимается математикой, астрономией и астрологией, химией и алхимией, механикой и оптикой и др., придавая им практическое значение. При этом математика, суть которой составляют количественные отношения, по убеждению Бэкона, является основой всех паук (логика лишь наука о слове). Будучи приверженцем естественнонаучного знания, он подчеркивает ведущую роль опытного способа познания по отношению к авторитету и вере. Бэкон сформулировал общую установку эмпиризма: «Опытная наука — владычица умозрительных наук», которая в полной мере проявилась в Новое время (3,1 (2), 875). Опыт, приобретаемый «с помощью внешних чувств» (ощущений) является основой естественнонаучного знания, ибо людям прирожден способ познания «от ощущения к уму. так, что если нет ощущений, нет и науки» (3, 1 (2), 871). Однако опираясь на опыт, люди могут выявить лишь частичную истину, которая в полном объеме не может быть доступна. Следовательно, внешний опыт человеческих чувств недостаточен для познания духовных, сверхприродных явлений. Поэтому «удивительный доктор» признает существование и «внутреннего опыта» (августанекого озарения), благодаря которому ветхозаветные патриархи и пророки были первыми философами и учеными. Их праопыт, внушенный богом прямым свехъестествеипым озарением, открыл людям высшие способности человеческого духа и науки. Сциептический подход Бэкона к философии (науке) обусловливает отрицательное отношение к спекулятивно-умозрительным схоластическим построениям. Свое решение вопроса отношений веры и знания, технологии и науки (философии) он искал на пути ликвидации конфликта между ними. Их союз возможен на признании, в противовес ортодоксальной схоластике, рационалистической сути философии. Ведь вера и знание — это результат первоначального божественного откровения, поэтому, по убеждению «удивительного доктора», они не могут противоречить друг другу. Теология — это итог «христианского знания», а наука является результатом светского познания. Теология, опираясь на несомненные истины, внушенные самим богом, становится главным ревнителем знания и всех наук, составляющих его. При этом теологи являются «священниками знания», обладающими глубокими научными познаниями. Наука (философия) должна укреплять веру, усиливать ее убедительность. К примеру, Бэкон считал, что тексты «Священного писания» частично испорчены и их надо восстанавливать. Однако для прояснения первоначального (аутентичного) содержания необходимо знание древних языков (еврейского и древнегреческого). С помощью философии — некоторых гуманитарных знаний — следует реставри-ровать первоначальный смысл «Священного писания» и лишь данное, подлинное содержание подвергать комментированию и интерпретации. Это 59
утверждение станет одним из оснований реформационных движений в католической церкви XV—XVI веков1.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Томизм» з дисципліни «Історія і теорія соціології»