Представители номинализма отталкивались от Аристотеля, считавшего, что общее (форма) существует в вещах. Они обосновывали, что общее не существует самостоятельно, а лишь после вещей, в сознании людей. Носителем общего является имя — «номен», откуда и термин «номинализм»1. Отсюда вытекало, что нет ничего реального помимо чувственных (единичных) вещей: универсалии реально не существуют. Такой подход вступал в противоречие с христианской догматикой и в силу этого был объявлен еретическим. В частности, представитель номинализма Абеляр (1079—1142 гг.) по приговору церковного собора собственной рукой бросил в огонь написанный им трактат «О божественном единстве и троичности»2. Перевод арабских текстов, комментариев античного наследия, и особенно Аристотеля, способствовал расцвету схоластики в XII—XIV веках переориентации ее на рационально-научную аргументацию. Усиливаются собственно логические изыскания, обращение к диалектике как к науке гипотетических силлогизмах и вероятностных доказательствах. При этом логика как паука о правильном мышлении, обосновывающая выводы необходимости, дополняет диалектику (искусство искусств) логикой открытий, позволяющей достигать новых истин. Кроме того, социокультурное развитие, ремесленное производство и торговля продвигают вперед и «Физику» Аристотеля, придавая астрономии, механике, химии и др. естественным знаниям практическое назначение Поэтому в целом, ввиду слабой дифференциации научного знания, философия обретает энциклопедический характер, то есть знание обо всем: философия натуральная (практическая) и философия моральная (теоретическая). Таким образом, концепция аристотелизма стала средством проникновения в умозрительно-спекулятивную схоластику эмпирического фактора. Центральной фигурой рассматриваемого периода является Фома Аквинский (1225—1274 гг.) — монах доминиканского ордена, помимо графского получивший титул «ангельского доктора» за заслуги в переработке аристотелизма в христианско-католическом духе. В условиях нарастания конфликта между научно-философским знанием и религиозно-теологическо сферой он разрабатывает доктрину их синтеза, до сих пор действующую в 1 Некоторые представители номинализма носителем общего рассматривали по нятие (концептус). отсюда и название «концептуалисты». 2 Необходимо отметить фрагмент из учения о нравственности Абеляра, в кото ром он рассуждает об источнике голоса совести, общем для всех людей от приро ды, а через нее от бога. Однако этот голос может нас обманывать в том, что надо, а что не надо делать. Испытывать угрызения совести может человек как предав ший, так и не предавший своего отца в руки государственного правосудия. У одного голос совести говорит, что отец ближе А у другого, что государство ближе. Ясно же, что второе противоестественно. Родственные узы естественны, а государ ственные связи искусственны. Предать отца всегда плохо, а государство — сегодня плохо, а завтра хорошо. При этом скажут еще, что это и не было предательством, так как государство в данном вопросе было неправо. 56
католическом вероучении. Фома исходит из различия научно-филсофских истин и религиозно-теологических положений по методу их достижения: первые есть результат разума и опыта, а вторые черпаются в откровениях, в «Священном писании». Однако в предмете философии и теологии различия пет. Хотя есть научные истины, необходимые в человеческой жизни, но не имеющие отношения к религии и теологии, в последней имеются положения, нуждающиеся в философском обосновании. Тогда религиоз-ное вероучение становится ближе к человеку как мыслящему существу и укрепляет его веру (3, 1, (2)). Фома исходит из того, что лишь некоторые догматы христианско-като-лической теологии поддаются рациональному обоснованию (о бытии бога, бессмертии человеческой души и др.). В результате этого образуется общее содержание философии и теологии. Вместе с тем, многие догматы (вера в троицу, первородный грех, воскресение из мертвых и др.) не поддаются рациональному доказательству. Но это вовсе не означает, что они иррациональны, то есть противоразумны и недоказуемы. Данные догмы сверхразумны, их доказательства не подвластны человеческому уму, но ясны для ума божественного. В силу этого Аквинат объявляет теологию наукой, которая стоит выше философии, точнее — метафизики, так как он равнодушен к вопросам природоведения и науки в обычном, человеческом понимании этих слов. Теология является «священным учением», основанным па «свете откровения», а не на «естественной познавательной способности» человека. Таким образом, в гармонии веры и разума, теологии и философии, последняя не только выступает служанкой теологии, но и образует преддверие к формированию христианско-католической церкви «Ангельский доктор» исходит из того, что философ с необходимостью приходит к заключению о бытии бога, и доказательства этого бытия могут быть не прямыми, а косвенными. Он насытил свои доказательства креаци-анистским содержанием, которое отсутствовало в теологии Аристотеля. При этом в самой небесной иерархии центральную роль играют ангелы (чистые интеллигенции), составляющие как бы посредующес звено между богом и людьми.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Номинализм» з дисципліни «Історія і теорія соціології»