Образование Священной Римской империи усиливает власть римского папства, которая обретает светскую власть, используя право отлучать от церкви императора и других государей. Теократическая доктрина подчинения государства церкви выступает как основа авторитарности, способствовавшей благоприятному функционированию политически раздроблсн- 1 В силу неравнсшерности социокультурного развития во времени и простран стве определять хронологические пределы Средневековья (media auctas) как фео дального общества — задача сложная. Тем более, на Востоке переход к нему от Древности был не так четок, как в Западной Европе. 2 Свешенная Римская империя была упразднена Наполеоном в 1806 г. 53
ного феодализма, преодолению варварства и отпору арабским завоевателям1. При этом институциализация самой епископальной церкви реализуется как «лестница власти», которая включает догмат (Святую Библию), религиозный культ и церковную иерархию2. Последняя выступает в качестве посредника (представительства) между богом и верующими. Церковь, в свою очередь, состоит из двух частей — храмовой и монастырской. Последняя выступает оплотом и опорой церковного строя. Многочисленное монашество (монашеские ордена) было связующим звеном с народными массами, оно же выступало и в качестве миссионеров. В монастырях и монастырских школах сосредоточивалось светское и теологическое образование, переработка элементов позднеантичной культуры, переписка сохранившихся античных рукописей и т. д. При этом католическая ветвь христианства опирается прежде всего па наследие Платона и неоплатоников. Особую роль в формировании интеллектуальной атмосферы начали играть возникающие в XII веке университеты (Болонский, Оксфордский, Парижский и др.), где помимо теологии развиваются и светские науки. Они выступают как новая система образования и культуры, закладывающая основы союза (примирения) религии и науки. Университеты обладали автономией (своя территория, юридическое право, суд) и в XIV в. были превращены в государственные учреждения. В XI—XII веках формируется западноевропейская культура, но уже не в рамках бывшей Римской империи, а распространяясь на север от Средиземноморья. Экономический подъем сопровождается ростом новых городов, возникновением ремесленных цехов и развитием товарно-денежных отношений. В результате, усложняется социальная структура: появляется зажиточный слой ремесленников и бюргеров. Усложняется и разнообразится духовная жизнь. Однако приоритетным в ней было утилитарно-служебное предназначение. Оно выражалось в концентрации всего и вся на проблематике соотношения веры и разума. Главный объект познания для средневековья — Бог, а не природа3. Это тормозит научный и технический прогресс, а в дальнейшем дает повод для негативной оценки средневекового периода. Господствующее в рассматриваемое время теоцентрическое мировоззрение основывается на догмате о том, что все сущее есть промысел божий. Богооткровение в «Священном писании» выступает исходным пунктом христианской теологии — богословия. При этом откровение, озарение и т. п. рассматриваются как необходимые помощники человеческого разума. Ocмысление многочисленных религиозных положений и образов осуществ- 1 Мусульманский мир через арабоязычную философию VI- XII веков наследо вал аристотелизм, под влиянием которого развивается философия и наука, и ко торый вернулся в Западную Европу на рубеже XII—XIII веков. 2 Окончательный раскол на Западную (католическую) и Восточную (православ ную) церковь, проклявшие друг друга, произошел в 1054 г. Данное проклятие было снято лишь в 1967 г. 3 В 1163 г. папа Александр III издал буллу о запрещении изучения «физики или законов природы». 54
ляется через аллегорическое истолкование «Священного писания» — поиск скрытого смысла (герменевтика). Таким образом выражалось абсолютное верховенство веры над разумом, теологии над философией. Средневековая религиозная философия обретает форму схоластики (schola —- школа): формализованная школьная (профессиональная) мудрость, изучаемая как предмет в церковных школах и университетах. Ее основная идея — усиление вероисповедальных формул с помощью человеческого разума исходя из принципа «верить, чтобы понимать». Для схоластики характерны следующие черты: 1) Авторитарность как метод изучения предмета, то есть построение доказательств с помощью цитат (ссылки на авторитет) и их комментиро вания, что вело к утрате критического мышления. При этом религиозное мировоззрение любые отклонения от «Священного писания» оценивает как инаковерис (ересь) и подвергает жестокому преследованию (инквизи ция) — насильственному отречению или сожжению на костре. 2) Догматизм как бесплодное умозрительно-спекулятивное умствова ние, оторванное от внешнего наблюдения и практической жизни. Напри мер, сколько чертей можно насадить на острие иголки? Однако подобные рассуждения развивают логику (вне знакомства с Аристотелем), с помо щью которой теология обретает уровень логически утонченных концеп ций и доктрин. 3) Систематизация, предполагающая расчленение и дефиниции множе ства богословских вопросов, как необходимая форма развития и освоения знания. При этом межнациональным языком науки выступает латинский (мертвый) язык, с изучением которого начиналось любое серьезное об разование. Интерес к формально-логическим проблемам и рационализация методики познания ведут к рационализации миропонимания и борьбе внутри схоластики. В конце XI в. христианская Европа начинает священную войну с мусульманской Азией (1196—1270 гг.). Одним из ее результатов в духовном плане стало знакомство с арабоязычной философией и возврат в западноевропейскую культуру античной философии, особенно работ и идей Аристотеля. В новых условиях дискуссия платонизма и аристотеяизма получила дальнейшее развитие. В частности, по проблеме общего и единичного, которая развернулась в схоластический спор реализма и номинализма.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Схоластика» з дисципліни «Історія і теорія соціології»