Формирование социальной доктрины христианства связано с Августином Блаженным (354—430 гг.), который изложил ее в учении о «Граде Божьем» (3,1 (2)). Он исходит из примата веры над разумом («верю, чтобы понимать»), то есть для того, чтобы верить, не обязательно понимать, но для того, чтобы понимать, надо верить. В основе этого учения лежит противопоставление: а) государства как царства греха (скверна земного града), основанного на любви человека к себе (эгоизма) и б) церкви как божественной благости, основанной на самоотверженной любви человека к богу. Бог как творец (креационизм) природы является источником естественного порядка, то есть натурализации его идей, образующих и поддерживающих лестницу форм бытия, Земное царство заключает в себе неравенство, которое является искажением первоначального блаженства на основе первородного греха Адама и Евы. Это решение божественного промысла, и поэтому бессмысленно стремиться к уравнению земных богатств. Реальное римское государство — это «великая разбойничья организация». Но и оно от бога (божье установление): объединяя весь мир, Рим подготовил условия для повсеместного распространения христианства. Оправданием существования земного (светского) государства является его служение церкви и создание условий для снятия греха и спасения верующих. При подчинении светской власти авторитету и руководству церкви (священства) государство может представлять согласованный организм и благополучие общественного целого. В этом заключается космополитическая концепция единого человечества и всемирного государства, предвос- 1 В 451 г. Халкидонский собор окончательно закрепил христианство в качестве официальной религии в Западной и Восточной частях империи, утратившей к этому времени свое единство. 50
лишающая новый военно-феодальный строй, который шел на смену рабовладельческому обществу. Церковь — это единственный видимый представитель божьего царства на земле. Она имеет иерархическую организацию, предвосхищающую феодальную иерархию (клирики — дьяконы, пресвитеры, епископы), осуществляющую исключительное право (посредничество) на общение мирян с небесным миром. Первоначально божье царство состояло из верных патриархов, пророков и других избранников божьих. После первого пришествия Христа божье царство расширилось: в земном существовании оно включает и праведников, составляющих божий град. Поэтому божье (праведники) и земное (грешники, отступники) царства перемешались. В результате образовались две церкви: 1) видимая, состоящая из всех крещеных (христиан) и 2) невидимая — из избранных к спасению, но не знающих о факте избранности. Каждый со дня рождения определен к спасению, но решение его судьбы является промыслом божьим. Отделение же избранных праведников от грешников призойдет в день страшного суда после второго прихода Христа. Таким образом, свершится замысел божьего провидения в земной истории, и праведники окончательно отделят свое божественное государство — «Град Божий» — от земного (греховного). На этом земная история человечества завершается: спасенным по моральным соображениям избранникам будет возвращена божественная благодать, и они соединятся с богом. В результате, для них наступит вечное божье царство — божественная гармония в раю как торжество равенства и справедливости. Остальные, после соединения их душ с давно истлевшими телами, будут ввергнуты в вечный огонь — ад. Но так как пути божьи неисповедимы, то точно назвать наступление судного дня нельзя. О нем можно будет судить лишь по знамениям.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальная доктрина христианства» з дисципліни «Історія і теорія соціології»