Этико-политический комплекс Аристотель относит к практическим (праксис) наукам, связанным с вопросами практичности и рассудительности. Человек — не лучшее, что есть в мире, и поэтому нельзя считать этико-политическую деятельность, занимающуюся человеком, чем-то высшим. Этика. Она является продолжением психологии, так как нравственность не дается от природы, а является приобретенным качеством души. Поэтому этика состоит из частей, соответствующих ее структуре: а) неразумная: растительная и страстная, имеющая добродетели и пороки; б) разумная: рассудок (практический) и собственно разум (теоретический). Страстная и практическая части души в единстве имеют этические добродетели (характер) и дианоэтические —- интеллектуальные (мудрость, разумность, благоразумие), которые приобретаются соответственно воспитанием и обучением (всякий виновник своего характера). Добродетели — это приобретенные свойства, возникающие при действии, направленном на отыскание середины между двумя крайностями — избытком и недостатком. Так, щедрость есть середина между скупостью и мотовством. Однако Аристотель, оспаривая Сократа, указывает, что знание (общее) и действие (всегда частное) — не одно и то же. Первое не дает умения (хотения) достигать добродетели. Поэтому главным в приобретении этических 1 Возвышением «Метафизики* над «Физикой» закладывается будущее насилие философии над естествознанием и конкретными социальными науками, освобождение от которого начинается на рубеже XVI — XVII веков. 41
добродетелей является воспитание хороших привычек. А это дело государства и хорошего законодательства, побуждающего и приучающего граждан к прекрасному
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Этико-политический комплекс» з дисципліни «Історія і теорія соціології»