Послесократическая философия обретает экзотерическую форму книжной учености (осведомленности), доступной для всех, обладающих грамотностью. Зарождается культ образованности, которую надо добывать из книг (вместо мудрости). Данный парадигмальный поворот связан, прежде всего, с именем Платона (427—347 гг. до н. э ), ученика Сократа. Настоящее имя Платона — Аристокл, Платон — прозвище («платюс» — широкий, широкоплечий). Он обращается к вопросам о первоначалах (сущностях), впервые различив чисто духовный мир идей и мир вещей (бытия), формирует концепцию познания, в которой разум (внутреннее зрение) приближает к пониманию идей. Платон исходит из того, что между тем, как явления воспринимаются с помощью органов чувств, и тем, каковы они на самом деде, нет ничего общего. Он считал, что чувственные вещи изменчивы, а понятия выражают нечто неизменное — существенное. Поэтому понятия должны иметь соответствующие им объекты, какими чувственные вещи быть не могут. Больше того, последние возникают через причастность к особым сущностям — идеям, то есть к нематериальным (сверхчувственным) сущностям вещей как их идеалов, образцов. Платон рассуждал следующим образом. 3!
Допустим, мы начертили треугольник и с помощью рисунка доказали теорему о свойствах треугольника. О чем говорит эта теорема9 О рисунке — то есть предмете вещественном, наглядном — материальном? Разуме ется, нет! Теорема трактует о любом треугольнике, даже если он никем и нигде не нарисован. Рисунок можно стереть. Теорема же относится к чему- то существенному независимо от рисунка — постоянному и неизменному. Именно поэтому она имеет научное значение. Но что же ото такое, что существует вечно и неизменно? Это сущность треугольника или его идея. Треугольник нельзя нарисовать, не обладая заранее его идеей, как нельзя построить дом, не имея заранее его проекта. Таким образом, идеи всех вещей существуют изначально до самих вещей Последние же — лишь воплощение идей, их реализация. Следовательно, мир находится в «умном месте» за пределами и предметного мира, и человеческого мышления: он выступает целевой установкой земного бытия. По Платону чувственные вещи — это лишь бледные копии (тени) неизменного и бессмертного мира идей. Увенчивает его пирамиду идей высшая идея «блага» •— источника истины и красоты. Платон закладывает основы теологии и телеологии1, ставшие в последствии столь привлекательными для христианской религии. Теология — это учение о существовании божественной жизни: бог — это не только живое существо, он — совершенно благ. Бог и есть само благо, созидающий мир согласно «идеи» совершеннейшего живого существа. Стремление к счастью вложено в людей самим богом. Желая обладать счастьем, человек стремится познать благо и необходимо влечется к божеству. Телеология — это учение о целесообразности. Платон считает, что над всем главенствует идея «блага», означающая, что порядок, господствующий в мире, есть порядок целесообразный: вес направляется к благой цели. Для всех живых существ верховная цель, необходимый предмет их стремлений — счастье. Но последнее состоит в обладании благом. Поэтому всякая душа стремится к благу (ввысь) и все делает ради блага. Однако душа обрекается на определенный срок земного существования, и падение душ на землю оказывается в то же время «грехопадением»: рождение человека — торжество зла. Знание, по Платону, должно быть выражено в понятиях Но чтобы проникнуть в тайну сущностей (идей), необходимо познание особого рода, возвышающееся над изменяющейся практикой, ремеслом, житейскими занятиями. Он называет это теорией2 — проникающим в смысл существования размышлением, для которого эмпирические потребности второстепенны. Всякое теоретическое обобщение есть философия, являющаяся высшей и единственной формой теоретического знания «обо всем». В силу того, что физический труд стал презренным рабским занятием, занятия теорией — философией — есть свобода от житейского труда (ремесла) Возможности для сносного существования, саморазвития и занятий умственным трудом 1 Термин «телеология» ввел в философский обиход Аристотель. 2 Слово «теория» родилось в недрах орфического культа и означало «интеллекту-'j альнос созерцание» (jnteiligentjs — понимающий, разумный), экстатическое откро вение» 32
появляются с досугом, который в полной мере имеется у наиболее образованной части свободных, названных Платоном философами. Соответственно занятиям Платон выделяет три вида знания: 1. Достоверное теоретическое знание идей: достигается с помощью диа лектики. Последняя понимается Платоном как искусство побуждения к размышлению и исследованию посредством указания на противоречия, имеющиеся во мнениях о разных вещах. С помощью умения ставить вопро сы и давать на них ответы появляется возможность доказательно познавать сущность каждой вещи, то есть постигать истину1 2. Близкое к достоверному знание чисел и основанных на них наук, слу жащих пропедевтикой к диалектике и знанию идей. 3. Мнимое знание: физическое и эмпирическое «знание» вещей чувствен ного мира. В него входит воображение, с помощью которого человек тво рит искусственное, занимаясь ремеслом и искусствами. В частности, поэты с помощью слов и различных выражений умеют лишь подражать: передают оттенки (нюансы) ремесел, ничего в них не смысля Появление теоретического знания завершает процесс демифологизации, размежевания пауки (философии) с мифологией. Вместе с тем, появляется новый феномен — сознательная мифологизация (аллегории), которая служит теперь для усиления художественности и популяризации своего учения. Мифотворчество становится приемом условного изображения в системе образов абстрактных философских понятий и концепций. Данный процесс ремифологизации является обратным имевшему место при генезисе философии. Поэтому между мифами первобытного общества и продуктами личной фантазии, воображения, видения или снами, оперирующими образами в цивилизованном обществе, нельзя ставить знак равенства. В частности, прием мифотворчества Платон использовал для пропаганды своих социально-политических воззрений в созданной им утопии «Атлантида», в которой детально представлено его «государство-образец».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Послесократическая философия» з дисципліни «Історія і теорія соціології»