Порядок — это единение разнообразных связей вещей в мире. Чтобы достичь его, нужна сознательная воля, выбор и ответственность людей, готовых к совместному бытию, то есть свобода. Развивая учение о «надлежащем», пифагорейцы закладывают основы этики: культ дружбы и товарищества, борьбу со страстями, подчинение младших старшим и др. Сложная социально-политическая дифференциация в греческом мире обусловила ситуацию острой мировоззренческой борьбы. О се накале сви- 28
дстельствует принятие во второй полоиине V века до н. э. в Афинах, претендующих на социокультурное первенство в Элладе, закона о почитании богов и запрещении натурфилософских теогонии. Главную роль при этом играли демиурги (устроители мира) — поэты, певцы, прорицатели, жрецы, продолжавшие воспевать старинные традиции сельской общины, «народной мифологии», ставшие консервативной силой, но имевшие авторитет среди демоса. Для поэтических искусств источником является вдохновение («безумие») как род божественного наития. Это выводит поэта за обычные грани ума и придает авторитет ему и тому, что он говорит. Демиурги исходили из того, что природа имеет божественное происхождение, действует неотвратимо и с необходимостью. Поэтому человеку не дано знать природу — это дело богов. Религия является общим делом свободных граждан, и их обязанность заключается в почитании богов. Занятия же натурфилософией есть противопоставление себя государственному пантеону и общественному единству. В результате мир природы (фю-зис) был отодвинут на периферию познавательной деятельности, а сами занятия физическими и космологическими проблемами стали опасным делом. Так, боясь расправы за «безбожие» своей мудрости, бежали из Афин Анаксагор и Протагор. Несколько позже был казнен Сократ. И даже много лет спустя по тем же мотивам за несколько месяцев до смерти пришлось покинуть Афины Аристотелю, язвительно заметившему при этом: «Я не хочу допустить, чтобы афиняне вновь совершили преступление против философии». С этого момента центр тяжести в античной «битве идей» перемещается на этико-политический комплекс, благодаря чему происходит его рационализация. Данная этизация познания связана, прежде всего, с пониманием человеческого смысла и постижением законов нравственно-политической жизни человека. Основными вопросами становятся: а) моральный контроль над биологической природой человека и б) государственный контроль над общественной жизнью (при вспомогательной роли жрецов)1. При таком подходе акцент переносится на абстрактно-логические (спекулятивные) методы познания, что делает эмпирические подробности второстепенными.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Порядок» з дисципліни «Історія і теорія соціології»