Любые дидактические приемы — популярный стиль изложения и всевозможные ораторские техники, педагогические наставления, иллюстративный материал и конкретные примеры — должны играть вспомогательную роль и быть подчинены главной задаче — систематическому изложению базовых основ научного знания. В стилистике учебника не допускаются вульгарные выражения, сниженный стиль и заигрывание с читателем. В нем 7Б7 не должно быть приемов псевдодоверительного разговора с читателем, при котором дополнительный материал (наполнитель, «вода») поглощает, мешает восприятию, отодвигает на второй план содержание. В учебнике необходимо избегать другой крайности — научного канцелярита, т.е. засуше-ных академических фраз, абстрактных проблем, схоластических рассуждений. Язык повествования в учебнике должен отвечать нормам русского литературного языка. Каждое из вводимых понятий должно быть расшифровано и иллюстрировано конкретными примерами. После определения понятия и примеров должно следовать рассмотрение связанных с ними проблем, с которыми сегодня сталкивается российское общество. В каждом тематическом разделе учебника должны быть выделения ключевых понятий и теорий, которые включаются в терминологический словарь в конце учебника. Должны прилагаться списки источников и рекомендуемой литературы. К каждому разделу даются учебные упражнения, вопросы и задания разного уровня сложности и методической направленности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, научно-поисковые и исследовательские, рефлексивно-аналитические, ценностно-эмоциональные. При этом от автора не требуется весь набор методических приемов. Часть заданий должна ориентироваться на работу с научным аппаратом, часть — на анализ и осмысление жизненных ситуаций. Исследовательские задания лучше ориентировать на опрос или анализ данных в рамках семьи, школьного коллектива, группы ровесников. Желательны задания, в ходе решения которых вместе с учащимся принимают участие родители и родственники, например, обсуждение семейного бюджета. Система научного знания представляет собой неотъемлемый компонент человеческой культуры, характерное свойство которой заключается в том, как писал в свое время ведущий американский социолог Т. Парсонс, что она биологически не передается по наследству. Общество не вырабатывает механизмы овладения научными знаниями каждый раз заново, не начинает поиск истины с нуля. Преемственность знаний, как и преемственность поколений, составляет основу культурного генофонда нации. Функция высшего и среднего образования заключается именно в сохранении и передаче культурного наследия. Не следует ли отсюда, что учебный курс только консервирует знания, причем такие, которые доступны непосвященным? Действительно, аудитория преподавателя — сообщество непрофессионалов, которые далеко не все понимают из того, что создают профессионалы. Преподаватель заведомо идет на профанацию академических знаний, на их упрощение и схематизацию. Но где границы подобной профанации? От любого преподавателя в США требуют изложения основ «чистой», т.е. фундаментальной, науки, конечно же, с массой конкретных примеров (можно из собственных исследований). Так закладываются культура мышления студента, основы социологического видения мира. А вот уже в дополнение к базовому курсу (но именно в дополнение) тот же преподаватель читает спецкурс. Чему он посвящен? Разумеется, результатам его исследовательской деятельности. Ведь в США социолог — одновременно преподаватель и исследователь, а университет — кафедра и лаборатория.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Стилистика и методическое обеспечение учебника» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»