В России интерес к изучению социологии всегда был настолько велик, что уже с середины XIX в., несмотря на противодействие властей, социологическая тематика начинает проникать в университетское образование. В конце 70-х — начале 80-х гг. первые опыты чтения лекций по социологии были предприняты профессором Московского университета М.М. Ковалевским. В это же время другой профессор — правовед Н.М. Коркунов — начинает все больше оснащать лекции социологическим материалом. В 80-е гг. свой курс энциклопедии права он преобразовал в общую теорию права, что потребовало ввести в его содержание психологический и социологический материал. По сути дела, вместо «Энциклопедии права» студентам стал читаться курс пропедевтики обществоведения, и, для того чтобы назвать его курсом социологии, по замечанию Кареева, ему недоставало лишь экономического материала. Социология в качестве учебной дисциплины спорадически появлялась в высших учебных заведениях России уже в конце 70-х гг. Одним из первых систематических курсов был объявленный в 1890 г. в Гельсингфорсе курс про- фессора Е. Вестермаркова. Подобные курсы читались в Петербурге (в университете, иногда в Политехническом институте), Москве, изредка в Харькове. В некоторых городах спецкурсы по социологии вводились как факультативы. Вопрос о социологическом образовании все чаще начинал обсуждаться на страницах научных изданий и публицистики. Часто проблемы преподавания социологии обсуждались в связи с анализом предмета и задач социологии, что лишь подтверждало факт органического единства процесса институционализа-ции и организации преподавания социологии как одной из важнейших его сторон. Многие из таких публикаций принадлежали перу известных ученых — М.М. Ковалевского, П.Ф. Ли-лиенфельда, И.В. Лучицкого, Я.А. Новикова [42, 54]. К началу XX в. все образованное общество оказалось вполне подготовленным к введению преподавания социологии прежде всего как университетской дисциплины. Профессора университетов, среди которых было немало выдающихся историков, юристов, тяготевших к широкой обществоведческой культуре, овладевали опытом чтения лекций по социологии у себя в России и за рубежом.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социологическое образование» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»