Говоря простым языком, точка зрения Мертона заключается в том, что социология пытается бежать, еще не научившись ходить13. Социология для него — это молодая дисциплина, не имеющая таких достижений, как, скажем, современная физика. Если в этом свете взглянуть на интеллектуальную историю, то будет видно, как попытки развить единые теории, из которых могут быть выведены все второстепенные теории, сводятся лишь к аргументам, эквивалентным ранним философским воззрениям на вселенную. Рассуждая так, легко докатиться до определения социологических эквивалентов мира, покоящегося на спине черепахи, поддерживаемого четырьмя слонами, или к Птоломеевой системе мироздания. Мертон был удивительно прозорлив, еще в 1949 г. предсказывая, что движение общей теории застопорится, если каждый «харизматический социолог» попытается развивать свою собственную общую теорию: «Постоянство такой практики может привести лишь к "балканизации" социологии, где каждая отрасль управляется собственной теоретической системой»14. Он рекомендует теории, которые находятся посередине между разработкой эмпирических исследований, предполагающей детализацию повседневности, и теоретическими парадигмами, требующими осмысления всех событий в социальном мире. Он обобщает свои аргументы о теориях среднего уровня следующими принципами: ♦ Теории среднего уровня фокусируются на ограниченных областях, позволяющих выводить из них специфические гипотезы. ♦ Теории среднего уровня могут в принципе в дальнейшем консолидироваться и интегрироваться в более широкие теоретические схемы. 12 Turner J. The Structure of Sociological Theory (5th end). Belmont: Wadsworth, 1991. 15 Merton R. Social Theory and Social Structure (enlarged edn). N.Y.: Free Press, 1968. 14 Ibid. 605 ♦ Они достаточно абстрактны, чтобы выходить за рамки специфических событий и форм. ♦ Они проводят различие между микро- и макроуровнями. ♦ Они дают объяснения, которые общие или главные теории дать не в состоянии ввиду их скорее умозрительного, чем объяснительного характера. ♦ Теории среднего уровня согласуются с некоторыми из этих главных умозрительных схем и могут, следовательно, связывать их воедино. ♦ Многие теории среднего уровня являются наследием классической традиции. ♦ Теории среднего уровня наиболее важны в определении областей, которые социологии пока неведомы. Мертон полагает затем, что мы должны вернуться к классической традиции обращения к отдельным насущным событиям и проблемам.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мертон: поиск большой теории» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»