Поскольку социальные науки изучают только социальные явления, ограничимся ими и выразим все возможное множество явлений, которые могли бы изучать эти науки, ограниченным множеством А. Второе множество будет представлять совокупность всех теорий — общих и частных, которые описывают изученные явления (В). Если сопоставить оба множества, то может возникнуть вопрос: какое из них больше (рис. 35)? На первый взгляд ответ на вопрос очевиден: число непознанных явлений, которые предстоит изучить социальным наукам, гораздо больше числа существующих теорий. 35 Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Указ. соч. С. 104. 512
Рис. 35. Сравнивая два множества и зная особенности научного познания, не всегда просто определить, какое из них больше Однако если учесть ряд ограничивающих условий, проистекающих из сущности и особенностей научного познания, то ответ становится менее очевидным. Во-первых, наука изучает не все явления, которые можно фиксировать на уровне здравого смысла, а л ишь те, которые доступны ей в силу особенностей концептуального языка и применяемых методов. Огромное количество лежащих на поверхности явлений не представляет интереса для данной науки либо находится вне сферы ее компетенции. Во-вторых, наука изучает не просто явления, а явления, сформулированные в виде проблемы. Наука проблематизирует явление, т.е. вскрывает таящееся в нем противоречие, и только после этого делает его предметом исследования. В-третьих, даже проблематизированное явление может не стать предметом науки, поскольку научное противоречие — это расхождение между уже известным знанием о явлении и новыми гранями, которые зафиксированы, но еще не изучены. Поскольку явление познается ради приращения нового знания, то лишь частные теории и эмпирические исследования способны служить «поставщиками» изучаемых наукой явлений. Прикладное исследование, направленное на решение практической проблемы, проводимое при помощи уже известных методов и служащее подтверждением и конкретизацией тех знаний, которые в более общем виде сформулированы академической (большой) наукой, в меньшей степени «поставляет» науке новые явления (если подобное случается и прикладное исследование обогащает науку, оно перерастает в фундаментальное). В-четвертых, методология давно доказала, что по поводу одной и той же совокупности явлений или одного явления может быть создано несколько, иногда альтернативных, теорий. Однако можно выдвинуть контраргумент и вконец запутать вопрос. Во-первых, принцип неограниченности познания предполагает, что развитие реальности, а значит, и возникновение новых явлений, должно опережать создание научных теорий. Стало быть, количество теорий должно быть меньше числа явлений. Этот эффект можно назвать теоремой А. Пуанкаре. Согласно мнению этого французского математика начала XX в., уделявшего глубокое внимание вопросам познания, чем больше мы познаем явлений, тем больше расширяется круг еще непознанных явлений (рис. 36). Ученый напоминает путника, который стремится достичь горизонта, а тот удаляется от него по мере приближения. В результате совокупность познанных явлений априори должна быть меньше множества непознанных. С про- 513
Рис. 36. Иллюстрация теоремы Пуанкаре. По мере расширения круга познанных явлений расширяется круг непознанных. Внутренний круг А - совокупность познанных явлений; внешнее (бесконечное) пространство В - совокупность непознанных явлений грессом познания расширяются оба круга, обе вселенные. Но внешний круг всегда больше внутреннего. Во-вторых, наука, продвигаясь вперед пропорционально сумме добытых знаний, всякий раз сама готовит себе фронт работ, т.е. открывает все новые явления, подлежащие изучению. Суть самопорождающего эффекта научного знания заключается в том, что новые явления могут создаваться вовсе не жизнью, а самой наукой за счет расширения наших знаний, возникновения новых теорий и явлений. В научных отчетах всегда можно встретить заключительный раздел, где описываются те возможности, которые открылись благодаря проведенному исследованию, и тот круг вопросов, которые предстоит изучить в будущем. Изучив одно явление, ученый обнаруживает три-четыре новых, которые без этого исследования, возможно, не предстали бы его взору. В мире существует огромная система научного знания, где все понятия, теории и концепции плотно пригнаны друг к другу. Они напоминают частично пересекающиеся круги, благодаря чему теории подтверждают друг друга, понятия из одних теорий входят в структуру других, суждения одной теории входят в суждения другой (рис. 37). Так формируется косвенная взаимопроверка теорий. Плотный круг научных знаний косвенно или прямо проверяет всю их совокупность. Образуется единая мировая сеть социологических знаний, прочно держащаяся на поверхности океана, имя которому — незнание. Данные российских социологов взаимопроверяются результатами исследований американских или европейских ученых. Российские социологи при подготовке своих программ используют теоретические идеи своих зарубеж- 514
Рис. 37. Мир научных теорий - это совокупность пересекающихся знаний, которые при совпадении взаимно подтверждают верность друг друга ных коллег, да и внутри страны социологи постоянно то подтверждают, то опровергают выводы друг друга. Что-то выпадает из системы научного знания, но самое ценное остается. В итоге деятельности десятков тысяч ученых формируется плотный фронт научных знаний, в котором теории полностью не дублируют друг друга, а именно пересекаются. И на продуктовом рынке продаваемые товары в совокупности удовлетворяют все потребности покупателей, но каждый товар предназначен для удовлетворения конкретного интереса. Поскольку и здесь существует плотный фронт товарной продукции, большинство товаров пересекаются, удовлетворяя отчасти совпадающие потребности покупателей. Например, предлагается десяток модификаций женских сумочек, каждая из которых находит своего покупателя именно потому, что не дублирует функции и свойства другого продукта, а отчасти совпадает с ним.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»