ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

КАТЕГОРИИ, ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Кирпичиками, из которых строится научная теория и теоретическая модель предмета исследования, выступают категории, понятия и термины. Они образуют основу того языка, на котором с эмпирическим миром разговаривает мир теоретический. Этот язык состоит из общенаучных понятий и специальных терминов, совокупность которых принято называть терминологией, или тезаурусом, а в среде ученых его называют научным жаргоном. С его помощью ученые общаются между собой и пишут научные статьи. Социологическая терминология включает в себя общие понятия и специальные термины.
Общенаучные понятия представляют собой такие языковые формы (категории, понятия, термины, словосочетания), которые употребляют представители всех отраслевых направлений социологии. К ним относятся понятия общества, социализации, культуры, социальной проблемы, социального факта, семьи, социального института, социальной организации, социальной группы и некоторые другие. Общенаучные понятия подразделяются на две группы — общие понятия (категории) и частные понятия (понятия). Так, «общество» и «личность» входят в состав категорий, а «социальная группа» — в состав понятий. Общие понятия социологии применяются во всех ее разделах, отраслях и направлениях. Они описывают общество в целом либо важнейшие его сферы и институты. Эти универсалии проникли в социологию из философии либо из других несоциологических наук.
Специальные термины включают те языковые формы (понятия, формулы, словосочетания), которые употребляют в одной отрасли социологии и не употребляют (или употребляют редко) в другой. Например, в демографии используются такие специальные термины, как «сальдо миграции», «потенциальная и реальная миграция», «отток и приток населения», «прирост населения», «повозрастные коэффициенты смертности», «уровень рождаемости», «маятниковая миграция», в исследованиях бюджетов времени — «баланс времени населения», «недельный фонд свободного времени», «средние затраты времени» и т.п.
4В9
Итак, термины — связующее звено между эмпирической схемой объекта исследования и теоретической моделью предмета исследования. Термин — это двуликий Янус: одной стороной он смотрит на теорию, другой — на инструментарий. У него двойственная природа. Он представляет единство абстрактного и конкретного начал. Выступает переходным мостиком из мира категорий и понятий в мир формулировок анкетных вопросов. Первые — его родители. Вторые — его дети. Два-три вопроса расшифровывают один термин. Если на формулировки вы выводите не термины, а понятия, которые суть более абстрактная субстанция, вам может не хватить одного-двух вопросов, а понадобиться целая батарея их.
Категории, понятия и термины образуют главные семантические единицы теоретического знания. Они выражают три различных уровня, или степени обобщения, теоретического знания и расположены в убывающем по степени абстрактности и внутренней полноты порядке. Самые абстрактные, но вместе с тем и самые богатые содержанием это категории. Они включают в себя множество понятий. Категории составляют общетеоретический и теоретико-философский уровень научного знания. Понятия находятся как бы внутри категорий, они состоят из множества терминов и относятся к частно-теоретическому уровню знания. Термины — элементарные кирпичики знания. Они структурно просты. Как правило, термины имеют одно четкое определение и поэтому внутри себя уже не из чего не состоят. Это конечная точка расщепления научного знания.
Если посмотреть на рис. 34, то мы увидим, что основные компоненты научного знания расположены в иерархическом порядке сверху вниз от наи-
470
более общих и богатых содержанием до наиболее конкретных и бедных содержанием. Другая особенность рис. 34 состоит в том, что на нем изображены объемы трех типов компонент, иными словами, количество охватываемых ими объектов более низкого уровня. Термин распространяется на одно-два явления действительности, понятие охватывает целый класс явлений и описывающих их терминов. Категория охватывает самый широкий, скажем так, всемирно-исторический класс явлений и описывающих их понятий. «Термин — это понятие, обозначающее Какой-либо объект или группу объектов для тех или иных научных целей. Терминами могут быть обозначены не только объекты, которые можно видеть... Связь терминов с идеализированными объектами может быть установлена посредством приписывания смысла термину... Каждая новая фундаментальная теория вводит новые термины, которые не существовали в предыдущих теориях» п.
Категории, как мы выяснили, представляют фундаментальную систему знания в любой науке. В педагогике к ним относятся, в частности, воспитание, развитие, обучение, образование, формирование, личность. С течением времени их содержание постоянно уточнялось, в отечественную педагогику входят, а точнее, возвращаются, такие понятия, как «социализация», «индивидуальность» и др.
К обобщающему пониманию категории склоняются сегодня не только отечественные, но и зарубежные социологи. Так, например, Н. Пэндит12 считает, что граунд-теорию, основу качественной социологии, составляют три базовых единицы: понятия (concepts), категории (categories) и пропозиции (propositions). Понятия — это базисные элементы концептуаль-
Грибанов Н.И. Проблема соизмеримости теорий в научном познании // http://www.ssu.samara.ru/ i2research/phiIosophy/journal5/8.html Pandit N.R. The Creation of Theory: A Recent Application of the Grounded Theory Method // The qualitative Report. 1996. Vol. 2. № 4 (December) (http://www.nova.edu/ssss/QR/QR2-4/pandit.html).
471

Рис. 34. Соотношение объемов и иерархия основных компонент научного знания
ного анализа, т.е. осмысления проблемы в терминах теории, но никак не метод анализа данных, где применяются таблицы, графики и т.п. Дж. Кор-бин и А. Страусе утверждают13, что социологическая теория ни в коей мере не выводится прямо изданных наблюдения или опроса. Наблюдение или опрос, пусть и языком цифр, говорят о неких событиях и явлениях, происходящих в социальной реальности — событиях, которым ученый присваивает «концептуальное имя», т.е. понятие. К примеру, ежедневное бритье, одевание или прогулка — это конкретные понятия, описывающие конкретные события. А вот категории, по мнению тех же американских социологов, специалистов в области качественной методологии, обладают более высоким теоретическим статусом. Категории — это собирательное название или обобщающая форма для ряда понятий, отображающих сходные явления и события. Категории, а не отдельные понятия, выступают ключевыми точками роста социологической теории14. Конкретные события, скажем, прогулка, посещение театра, чтение газеты, зафиксированные соответствующими понятиями, обобщаются в категорию «отдых» или «рекреация».
Третий элемент социологической теории (в данном случае — качественной теории или, выражаясь точнее, граунд-теории15) составляют пропозиции, которые связывают два понятия либо понятие и категорию в некую логическую форму, каждый элемент которой может принимать ряд цифровых значений16. В принятой нами классификации третьим элементом выступают термины, которые в отличие от понятий принимают одно, а не множество значений.
эгЫп J., Strauss A. Grounded theory research: Procedures, canons, and evaluative criteria // Qualitative
•ciology. 1990. № 13. P. 7.
id.
граунд-теории см. подробнее в гл. 6.
rauss A., Corbin J. Basics of qualitative research: Grounded theory procedures and techniques. L.: Sage,
472
Категории, понятия и термины — это разные виды абстрактных объектов. Абстрактный объект или концепт — это любое сингулярное (от лат. singularis — отдельный, одиночный) теоретическое образование. Несингулярное теоретическое образование — это высказывание, состоящее из нескольких терминов или понятий, например утверждение «Все вороны черные». Сингулярное теоретическое образование — это отдельное слово «ворона».
В таком случае термином называется любое сингулярное теоретическое образование, или любой абстрактный объект, имеющий, как правило, одно четко определенное значение. Пример: увольнение, коллективный договор, прогул, совмещение профессий, переход на другую работу. Понятие — это сингулярное теоретическое образование, имеющее некоторую совокупность значений, каждое из которых выражается собственным термином. «В отличие от термина понятие представляет собой определенный мысленный образ, в котором зафиксированы существенные признаки изучаемого объекта или группы объектов... Понятие связано с теорией, в структуре которой оно функционирует, что проявляется, в частности, уже в процессе его "конструирования". Понятие является единственным средством введения абстрактных и идеализированных объектов в теорию, а также средством установления значения терминов. Язык научной теории, термины, посредством которых он работает, должны быть в идеале однозначно определены, так как язык должен обладать свойством однородности. Теория, в свою очередь, выраженная в системе понятий, определяет конкретное содержание каждого понятия... под содержанием понятия имеется в виду совокупность признаков, благодаря которым в понятии обобщаются объекты или группы объектов... Основные признаки и составляют логическое содержание теории... Объем понятия предполагает класс объектов, обобщаемых в понятии»17.
Понятия состоят из терминов, а не наоборот. Примеры понятий: «вертикальная мобильность», «горизонтальная мобильность», «карьера», «статус», «роль», «социализация». Перечислим некоторые понятия и докажем, что они состоят из терминов. Возьмем пример: горизонтальная мобильность. Она представляет собой вид социальной мобильности, т.е. в качестве одного из понятий входит в состав категории социальная мобильность. В свою очередь, горизонтальная мобильность состоит из следующих видов, каждый из которых выражается собственным термином:
♦ перемещения из города в город;
♦ перемещения из города в село;
♦ перемещения из села в город;
♦ перемещения из села в село;
♦ перемещения из страны в страну, а это:
♦ туризм;
♦ эмиграция;
. ♦ иммиграция.
Грибанов Н.И. Проблема соизмеримости теорий в научном познании // http://www.ssu.samara.ru/ research/philosophy/journal5/8.html
473
Горизонтальной мобильностью называется перемещение индивида из одной социальной группы в другую, не подразумевающее изменение статуса по вертикали. Таким образом, мы видим, что понятие «горизонтальная мобильность» есть совокупность нескольких терминов. Обозначим процесс вхождения менее общих сингулярных образований в более общие следующей формулой: пТерминов э пПонятий э Категория,
где э — вхождение и равенство нескольких элементов меньшей общности в элемент большей общности, п — некоторое количество конкретных элементов меньшей общности.
Формула читается так: несколько терминов входят в одно понятие и их сумма равна объему понятия, а несколько понятий входят в категорию и их сумма равна объему категории.
Высший уровень обобщения научных знаний — категории — это: 1) наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики. Например материя и сознание, пространство и время, причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность, и др.; 2) абстрактный объект или сингулярное теоретическое образование самого высокого уровня обобщения. А самый высокий уровень — философский. Вот почему говорят, что в любой категории содержится значительный элемент философского познания. Отсюда следует, что все категории, которые мы применяем в социологии, имеют еще и философское основание.
474
Категории можно всегда адресовать вопрос, который в своей время задавал И. Кант: «А как это возможно?» Как возможна личность? Как возможно общество? Как возможна культура? К понятиям такого вопроса поставить нельзя, а тем более к терминам.
Мы вправе утверждать, что любое понятие, которое нельзя назвать философским, не может быть отнесено к категориям. Так, например, личность изучают социологи, философы и психологи, но каждый под своим углом. Однако как бы ни различались подходы психологов и социологов на своем, частнотеоретическом уровне, они сходны на философском, общетеоретическом уровне, ибо и психологи, и социологи понимают сущность личности так же, как понимают ее философы. Вопрос о сущности категорий всегда решается только в рамках философии, а вот вопрос о конкретно-социальных или конкретно-психологических проявлениях этой сущности решается уже в рамках социальных наук и отраслевых дисциплин.
Вопрос о разграничении сущности, содержании и функции трех элементов теоретического знания представляет исключительный интерес для социолога, проводящего эмпирическое исследование. Когда мы поступаем с категорией так же, как с понятием или термином, неизбежно возникают серьезные методологические ошибки. К примеру, вы оперируете понятием «социальная мобильность», но при операционализации ограничиваетесь единственным признаком — перемещением рабочих с одного предприятия на другое или продвижением человека по должностной лестнице. В таком случае вы просто подменили понятие термином, а не раскрыли его содержание. В результате на эмпирической стадии вы опросили рабочих или «карьеристов», но теоретические выводы распространили на все группы населе-
475
ния, которых касается социальная мобильность. К примеру, низкая квалификация может явиться барьером на пути перемещения рабочей силы (текучести кадров), но этот фактор нельзя интерпретировать как барьер на пути социальной мобильности, поскольку он не универсален для всех видов социальной мобильности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «КАТЕГОРИИ, ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит звітності з податку з власників транспортних засобів та інш...
Аудит нерозподіленого прибутку
Оцінка і управління процентним ризиком
Справочная таблица по механике
Форми безготівкових розрахунків


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (08.12.2012)
Переглядів: 2991 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП