Методологическое знание выступает в форме как предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определенных видов деятельности (нормативная методология), так и описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная методология). В обоих случаях основной функцией этого знания являются внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-то объекта. В современной литературе под методологией обычно понимают прежде всего методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности (А.Г. Спиркин, Э.Г. Юдин). Методология — система знаний о способах достижения нового знания. В широком смысле методология данной науки включает теорию, общенаучные и специальные методы исследования ее предмета, в узком смысле — это система методов получения информации, ее анализа, интерпретации и объяснения. Существует несколько определений этой сферы знания: теоретичес- 433 кое учение о научных методах; наука о методе, система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу данной науки; система знаний о способах достижения нового знания; правила, согласно которым происходит принятие либо отбрасывание теорий и исследовательских программ. Методология отвечает на вопросы, как надо проводить научное исследование, строить непротиворечивую теорию или правильно интерпретировать полученные результаты. Методолога не интересует структура объекта или предмета исследования, как консультанта по управлению не интересует финансовое положение данной компании или ее иерархическая структура. Тот и другой разрабатывают общие принципы, приложимые к конкретным ситуациям. Методолог указывает полевому исследователю на неисправности и отклонения в его работе, выявляет конкретные ошибки и ставит конкретные задачи, подгоняя их под известный тип ошибок и задач. Точно также и консультант указывает менеджеру на ошибки в его поведении, например проявление авторитарного метода руководства, зная в общих чертах, что такое авторитарный и демократический методы в принципе. Вместо вопроса «что следует изучать?» методолог формулирует другой вопрос: «как следует изучать?» В Философской энциклопедии методология определяется как философское учение о методах познания и преобразования действительности, о применении принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству вообще и к практике. При этом имеются в виду не только общефилософские, но и конкретно-научные методы. Методологию иногда понимают и как определенную систему методов, которые применяются в процессе познания в рамках той или другой науки. Нет единого мнения и о том, что представляет собой методология как наука: является ли она философской дисциплиной или это частнонаучная область, или сама философия выступает методологией, поскольку каждое философское положение имеет методологическое значение. Существует, например, мнение, что методология как совокупность методов познания — это одно, а учение о методологии — это совсем другое. Причем учение о методологии рассматривается как частно-научная дисциплина, ибо философия не исчерпывает содержания методологии. Есть и предположение, что методология — вообще не наука, что она стоит вне науки и является искусством подбора принципов и методов исследования. Такое разнообразие мнений о методологии оправданно, так как нет какого-либо систематизированного изложения ни методологии науки, ни методологии конкретных наук, ни самих методологических принципов и методов научного познания. Кроме того, в познавательной практике ни один ученый, приступая к экспериментальному либо теоретическому исследованию, не обращается к какому-то «руководству по методологии». Он опирается прежде всего на свой научный и жизненный опыт. К методологии мышления относятся такие проблемы, как введение терминов, постановка вопросов и ответы на них, установление истинности и организации теорий и т.п. В ней выделяются два крупных подраздела: 1) методология научного мышления и 2) методология обыденного мышления. В обыденном мышлении основную роль играют остенсивные определения значения (т.е. объема) терминов, которые даются на базе чувственных вос- 434 приятии, в частности с помощью примеров. В научном понимании главную роль играют вербальные определения смысла терминов, которые весьма часто именуют просто определениями. Вербальные определения термина (т.е. понятия, выражаемого данным термином) есть определения через указания смыслов определяющих терминов, уже известных и представляющих смысл определяемого термина1. В научной теории исходные термины должны быть определены либо ос-тенсивно, либо через термины, не принадлежащие данной теории. Однако в теориях встречаются и квазиопределения, похожие по форме на вербальные определения, но таковыми не являющиеся. Например, в физике при определении термина «масса» указывается, что определяющий признак массы — то, что она является либо мерой инерции, либо мерой гравитации, но не указывается определяющего признака самой массы, а стало быть не дается и вербальное определение. Для выделения в чистом виде содержания научных терминов методология разрабатывает специальные методы, например методы алгоритмизации (конструктивизации), квантификации, качественного уточнения и т.п., на основе идеализации2. Сегодня признано, что единых норм социологической методологии не существует. Недаром Всемирный социологический конгресс 1990 г. в Мадриде проходил под девизом «Много социологии для одного мира». В противоположность этому старая классическая модель методологии подразумевала, что существуют однозначно интерпретируемые правила, следуя которым можно прийти к результату исследования: из всех возможных путей к истине ведет один, все остальные ведут к заблуждению. Можно дать еще одно определение методологии — это учение о структуре, логических операциях, методах и средствах деятельности. Чтобы понять суть какого-либо явления, необходимо следовать заранее сформулированному методу, чтобы обеспечить продуктивность и результативность нашим исследованиям. Еще Декарт в «Рассуждении о методе» советовал «придерживаться определенного порядка мышления, располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу». Таким образом, методология является основой научной работы. По всей видимости, у методологии особая и очень почетная роль в организации научного знания. Она служит как бы соединительным мостом между высоколобой теорией и приземленными методами. Графически это выражено на рис. 29. Теоретические и методологические проблемы настолько тесно связаны друг с другом, что их разведение носит сугубо условный характер: методологическая проблема часто оказывается проблемой построения принципиально новой теоретической конструкции, а вытекающая из этого социологическая составляющая проблемы становится методологической, заставляя нас пересматривать содержание соответствующего методологического принципа. 1 Петров Ю.А. Наука и методология // http://piramyd.express.ru/disput/zaharov_petrov/pred_teor.htm 2 Петров Ю.А., Захаров А.А. Практическая методология. М., 1999. С. 7—30. 435
Рис. 29. Роль методологии как соединительного моста Построение принципиально новой теории связано, во-первых, с накоплением и обобщением нового эмпирического и теоретического материала, который не может быть проинтерпретирован уже существующими теориями (т.е. с выходом в новую предметную область), и, во-вторых, с включением в познавательный процесс новых философских предпосылок. Философская интерпретация фундаментальных понятий включается в содержание теорий, а различные философские идеи определяют наряду с конкретным материалом методологию построения теорий и научного исследования.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЧТО ТАКОЕ МЕТОДОЛОГИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»