Ложная математика в современных психосоциальных науках
Первое нашествие квантофренической напасти в современной психологии и социологии представлено теми мнимыми количественными исследованиями, которые не имеют отношения к истинному математическому методу. Вот несколько примеров замены истинно математических символов и формул бессодержательными символами и пустыми формулами. В своем количественном исследовании интеракции как особой социальной энергии Лайзен утверждает, что: 1) социальные связи могут быть либо позитивными, либо негативными; 2) взаимодействующие агенты могут быть либо качественно равными (неорганические связи), либо неравными (органические связи). Выражая оба критерия «математически», Лайзен обозначает количества социальной энергии символами а, Ь, с, а ее качества — х, у, z. Сделав это, он перешел к их использованию следующим образом: 1) ах=Ьх+сх означает скопление или сумму людей, лишенных социального сознания и скрепленных вместе только инстинктом; 2) ах=Ьх—сх означает негативные социальные связи или социальные конфликты; 3) ах=Ьх • сх означает позитивные органические связи или коллективное сознание взаимодействующих индивидов; 4) ах=Ьх:сх означает негативные органические связи или сумму взаимодействующих лиц, сознающих субординацию, зависимость и т.д. Не требуется пространных рассуждений, чтобы увидеть помимо скудости классификации и анализа явлений интеракции и структур групп ложно-математическую сущность используемых символов, которые лайзеновские словес- 415 ные определения социальной энергии, позитивных и негативных связей и типов групп скорее запутывают, чем проясняют. За его ах, by, cz и т.д. не стоит ничего четко определенного; они не означают ни количества, которое можно измерить, ни качества, которое можно определить... Нет более неверного, жалкого понимания природы и функции математики, чем избитое клише, будто математика — это схематизация. Только лишь символизация любой дисциплины недостойна даже пародии на математику.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ложная математика в современных психосоциальных науках» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»