ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Жизненный цикл научной дисциплины — это последовательность взлетов и падений научной активности на протяжении всего времени существования данной дисциплины.
Первое, что следует отметить в связи с этим, — это разная продолжительность существования научных дисциплин. Социология труда зародилась в конце XIX в., достигла своего пика в середине XX в., испытала упадок в конце XX в., но и в начале XXI в. нельзя говорить о том, что дисциплина окончательно исчезла. Направление изучения образа жизни, если можно его относить к разряду дисциплин, возникло в начале 70-х гг. и исчезло в начале 90-х гг. XX в. Данная отрасль появилась на свет по конъюнктурным соображениям, не имеющим ничего общего с научной деятельностью, что связано с обращением политиков от КПСС к образу жизни советских людей, который должен был подчеркнуть преимущества социализма. Данное направле-
Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей /Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. С. 42.
317
ние умерло естественной смертью вместе с исчезновением КПСС и ее социальной программы.
Таким образом, в зависимости от продолжительности существования научной дисциплины ее цикл должен принимать различный вид: на коротком историческом промежутке должно быть меньше подъемов и спадов, на длинном — больше. Короткий жизненный цикл может напоминать одногорбого верблюда — взлет и падение, а длинный жизненный цикл может походить на двугорбого и даже «многогорбого» верблюда. Чем дольше существует научная дисциплина или отрасль науки, тем сложнее у нее биография и замысловатее график динамики.
В общем виде можно выделить две модели жизненного цикла научной дисциплины (отрасли) — простую и сложную (рис. 25).
Согласно простой модели развивалось изучение образа жизни, а согласно сложной модели — социология труда.
Индивидуальную схему можно составить практически для любой субдисциплины, отрасли или направления в социологии. Вначале необходимо обговорить начальные условия: 1) отображается мировая социология в целом или национальная (американская, французская, российская); 2) как учитывается количество публикаций в данной отрасли по годам (обобщающие работы, библиотечные каталоги или иные источники); 3) что считать относящимся к данной отрасли: а) работы, целиком посвященные избранной тематике, скажем социологии города, б) работы, в которых данная тематика упоминается или изучается наряду с другими проблемами (при этом необходимо установить, является ли избранная тематика доминирующей или рядовой); 4) учитываются только опубликованные исследования или и неопубликованные, также, к примеру, научные отчеты о проведенных эмпирических исследованиях, хранящиеся в ведомственных архивах, в архивах научных учреждений и т.д.
Затем можно переходить к построению графика жизненного цикла дисциплины. В наше время одним из лучших (если не наилучшим) обобщающих трудов, на основании которого можно построить «биографию» той или иной социологической отрасли, является созданная учеными Института со-

Рис. 25. Простая (а) и сложная (б) модель жизненного цикла научной дисциплины:
— количество публикаций в данной отрасли; В — историческое время (в годах); С — кривая, изображающая траекторию жизненного цикла данной дисциплины (отрасли)
318
циологии РАН «Социология в России» под редакцией В.А. Ядова, вышедшая двумя изданиями — в 1996 и 1998 гг.
В этом труде, дающем ретроспективу развития отечественной социологии за полтора столетия, ведущие социологи страны, каждый специалист в своей отраслевой дисциплине изобразили в главных темах, исторических фактах, теоретических и эмпирических исследованиях динамический портрет той или иной области: общественного мнения, аграрной социологии, социологии молодежи и др. Касаясь развития своей отрасли, практически все авторы подчеркивают, как правильно заметил в своей рецензии на эту книгу А.Г. Здравомыслов, точки разрыва в поступательном движении научной мысли. Почти во всех отраслевых главах говорится о нарушении преемственности: о перерыве в развитии социальной урбанистики почти на 30 лет, прекращении конкретных исследований села с середины 1930-х гг., репрессиях по отношению к тем, кто занимался социологией труда и производства, и обусловленном этим разрыве поколений в данной области социологического знания, прекращении существования социологии образования в качестве позитивной науки на долгий период, об аналогичных процессах в области социологии религии, демографии, о запрещении эмпирических исследований советской политики, прекращении изучения различных форм отклоняющегося поведения и динамики общественного мнения37.
Прерывное развитие социологии в нашей стране как: а) исследовательской дисциплины и б) образовательной дисциплины имеет совершенно особый сценарий, влечет достижения и последствия для общества, отличные от сценария, достижений и последствий науки с непрерывной траекторией развития. На исторической карте отечественной социологии следует отметить три ключевые точки: 1) «рождение» социологии, происходившее в 1860—1880-е гг.; 2) юридическая, когнитивная и институциональная «смерть» социологии в 1930-е гг. в связи с началом массовых репрессий; 3) второе «рождение» социологии в 1960-х гг. В отличие от стран непрерывного социологического образования (США, Франция, Англия), страны прерывного социологического образования (Германия, Россия, Италия) не сформировали регулярной традиции. Отсутствие регулярной традиции означает помимо других недостатков нарушение межпоколенческой преемственности у живых носителей научных знаний, нарушение личного контакта при передаче знаний от учителя к ученику, возвратные движения науки при каждом следующем «рождении», трудности в институциализа-ции (приходится заново пробивать правительственные постановления, разрешающие деятельность представителей данной профессии, вновь учреждать кафедры, факультеты, журналы и др.).
Непрерывное развитие социологической науки отвечает ряду требований:
а) между различными фазами одного и того же процесса должна бытьпреемственность во времени, т.е. следующая фаза продолжает развиваться стого момента, на котором остановилась предыдущая, либо продолжает решать те задачи, которые не успела решить предыдущая стадия развития;
б) все стадии одного процесса, если он обладает признаком развития,должны иметь восходящую линейную (в отдельных ситуациях циклическую)
Здравомыслов А.Г. О судьбах социологии в России // http://www.user.cityIine.ru/~grizdrav/rsoc.html
319
направленность, т.е. социальное развитие должно называться прогрессом — постепенным восхождением от низших к высшим стадиям;
в) между различными стадиями восходящего процесса должна сохраняться преемственность поколений — живых носителей традиций и норм. Это означает, что если между двумя соседними стадиями выпало несколько поколений людей и разорвалась живая эстафета передачи накопленных знаний, социального опыта и традиций, то неправомерно говорить о том, что перед нами две стадии одного процесса.
Ни один из указанных критериев не характерен для российской социологии. Прерывистая линия развития означает также утечку мозгов в связи с обострившимися политическими условиями в стране. Подобное наблюдалось в нашей стране дважды: а) когда в 1922 г. В.И. Ленин постановил собрать всю русскую интеллигенцию и отправить ее в эмиграцию; б) когда в 1970—1980-е гг. прокатилась волна еврейской эмиграции и страну покинули некоторые квалифицированные социологи. Экономическая эмиграция начала и середины 1990-х гг. не нанесла серьезного урона отечественной социологии, хотя и вытолкнула за границу часть кадров (их было немного и выдающейся квалификацией они не обладали).
Прерывистое развитие означает, что возрождение социологии начинается с «обучения у Запада». В 1960-е гг. в области методики и техники эмпирических исследований, как, впрочем, и в теоретико-методологической сфере, советские социологи учились — открыто или тайно — у американских социологов. Концептуальная зависимость одной страны от другой означает, что в течение долгого времени серьезного прорыва в фундаментальной области науки ждать не следует. Это означает также, что все новации — теоретические, методологичесие, методические — будут иметь не национальный, а импортный характер.
Наряду с прерывистым развитием жизненный цикл российской социологии имеет еще одну неприятную особенность — запаздывающую институ-циализацию, т.е. создание факультетов, кафедр, профессиональных ассоциаций, журналов и других элементов научной инфраструктуры. Ключевые точки институциализации социологии в США и России отстоят во времени друг от друга на 100 лет. Первый профессиональный журнал в США появился в 1895 г. («American Journal of Sociology»), а в России — в 1974 г. («Социологические исследования»). Первый социологический факультет возник в Чикаго в 1892 г., в Москве — в 1989 г. Вековое отставание в институциализации социологии чревато рядом негативных последствий: первое — страна запаздывающего развития вынуждена сегодня повторять и воспроизводить то, что в развитых странах было создано позавчера; второе — национальная социология на позднем этапе включается в уже сложившуюся систему разделения научного труда, где основные роли, рейтинги и престижи расписаны, а места заняты. Очень долгое время ей приходится утверждать себя на международной арене, доказывая свой научный приоритет в тех или иных тематических областях и направлениях.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ПРИЗНАЧЕННЯ, СТАТУС ТА ОСНОВИ ОРГАНІЗАЦІЇ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ
РЕГУЛЮВАННЯ ВЗАЄМОДІЇ УЧАСНИКІВ ІНВЕСТУВАННЯ
ПОХОДЖЕННЯ ГРОШЕЙ. РОЛЬ ДЕРЖАВИ У ТВОРЕННІ ГРОШЕЙ
Визначення життєвого циклу проекту
Протоколи супутникових мереж


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (08.12.2012)
Переглядів: 554 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП