ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

Социология знания
В отличие от некоторых других отраслей и направлений социологии, например интеракционизма или ролевой теории, социология знания имеет европейское происхождение. Сам термин «социология знания» был впервые введен немецким философом Максом Шелером27, а благодаря другому европейскому мыслителю Карлу Мангейму28, проведшему последние годы своей жизни в Англии, новая дисциплина попала в поле зрения англо-саксонской мысли. В интеллектуальную родословную социологии знания входят также имена К. Маркса и Ф. Ницше, а также немецкая историческая школа. Социология знания изучает место идей в социальном пространстве, показывает, что идеи, как и люди, имеют свои социальные координаты в обществе. Иными словами, она пытается прочертить соединительную линию между мыслью, мыслителем и социальным миром, в котором он жил. Социология знания больше, чем какая-либо другая отрасль социологии стремится выяснить не только что говорят, но и кто говорит.
По мнению П. Бергера и Т. Лукмана, высказанному в их книге «Социальное конструирование реальности», социология знания должна изучать все, что считается в обществе «знанием», невзирая на обоснованность или необоснованность (по любым критериям) такого «знания»29.
Американский исследователь Д. Блур полагал, что для социолога знание — это то, что люди считают знанием. Оно состоит из тех верований, которых люди уверенно придерживаются и с которыми живут. В частности, социолог должен заниматься верованиями, которые воспринимаются как данные или институционализированные, или наделенные авторитетом группами людей30.
Целер Макс (1874— 1928) — немецкий философ и социолог; развивал антропологическое направле-[ие в социологии.
Лангейм Карл (1893—1947) — немецкий философ и социолог; после 1933 г. эмигрировал в Англию. >ергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 995. С. 12.
Яоог D. Knowledge and Social Imagery. L.: Routledge & Kegan Paul, 1976. P. 2.
310
Все виды знания он считал производными от социальных интересов и социального контекста развития знания в целом. С этой точки зрения методы социологического анализа науки (включая содержание естественно-научных теорий и математического знания) ничем не отличаются от исследовательских подходов к таким феноменам культуры, как миф, религия, мораль и т.д. Соответственно объективность знания имеет прежде всего социальный характер и выражается в имперсональности, независимости от личных предпочтений субъекта31.
Для феноменологической социологии процесс формирования знания является одновременно процессом конструирования социальной реальности, ибо применительно к социальному миру реальность это то, что мы о ней знаем: «Поскольку всякое человеческое "знание" развивается, передается и сохраняется в социальных ситуациях, социология знания должна попытаться понять процессы, посредством которых это происходит и в результате чего "знание" становится само собой разумеющейся "реальностью" для рядового человека. Иначе говоря, мы считаем, что социология знания имеет дело с анализом социального конструирования реальности»32.
Социологию знания называют одной из самых «философичных» социологических дисциплин, поскольку ее предметом является возникновение и функционирование различных форм мышления и знания: это религиозные и философские учения, научные теории, политические идеологии, художественные произведения и стили искусства и т.д.
Одной из важных категорий в арсенале социологии знания является понятие «идеология» — целостная и логически стройная система идей и идейных воззрений, которые вырабатываются данной группой (классом, профессиональной группой, сословием, партией, расой, нацией, корпорацией) для объяснения и оправдания созданного ею общественного порядка либо для ниспровержения того порядка, который создан противоборствующей группой (такова идеология пролетариата и большевистской партии).
Об идеологии говорят в том случае, если какая-то идея в обществе служит чьим-то определенным интересам. Очень часто, хотя и не всегда, идеология систематически искажает социальную реальность так, как это кому-то выгодно. Идеология профессиональной группы может легитимировать ее деятельность. Так, расовая мифология американского Юга служит легитимации социальной системы, в которую входят миллионы людей. Идеология «свободного предпринимательства» служит маскировкой для монопольно действующих крупных корпораций. В свою очередь, марксистская идеология легитимирует тиранию аппарата коммунистической партии.
В любом случае идеология оправдывает то, что делает лоббируемая ею группа, и в то же время так интерпретирует социальную реальность, чтобы это оправдание не теряло своей правдоподобности33. Идеологические системы содержат не только онтологические утверждения об устройстве и приро-
Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом как проблема социологии знания // http:// nlo.magazine.ru/philosoph/sootech/sootech28.html 32 Бергер П., Лукман Т. Указ. соч. С. 12-13.
Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива: Пер. с англ. / Под ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 105.
311
де социального порядка, но и совокупность практических рекомендаций, советов, инструкций о том, как следует поступать ее приверженцу в том или ином случае. Иногда, как в случае с марксисткой идеологией, такая система включает гносеологические суждения о границах познаваемого мира и механизмах его изучения. Приверженцы расистской идеологии в южных штатах США внушают белым женщинам глубокое отвращение к сексуальной близости с неграми. Глава промышленной корпорации будет утверждать, что его деятельность по фиксированию цен направлена на защиту свободного рынка, а лидер коммунистической партии — навязывать писателям и журналистам классовый подход при освещении общественных событий.
Когда идеологическая система приобретает широкую общественную поддержку, она переходит на новую стадию существования — превращается в идеологическое течение, имеющее ядро активистов и региональные организации. Как правило, сам факт существования идеологического течения свидетельствует о том, что данная система идей противостоит господствующей, находится в оппозиции к ней. Большевизм до 1917 г. и рыночный демократизм до 1991 г. в России являлись оппозиционными идеологическими течениями, пока их сторонники не пришли к власти. Протестантский фундаментализм, политической организацией которого выступает небезызвестный Ку-Клукс-Клан, выполняет идеологическую функцию поддержания социальной системы американского Юга. Хотя по многим пунктам, например в вопросе о месте белых и черных в политической жизни США, Ку-Клукс-Клан противостоит официальной идеологии, он не предпринимает революционных действий против существующего строя, ограничиваясь акциями против отдельных политических деятелей.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социология знания» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: GSM
ІНСТИТУЦІЙНА МОДЕЛЬ ГРОШОВОГО РИНКУ
Аудит резервного капіталу
Особливості надання та погашення окремих видів кредиту
Інші моделі протоколів


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (08.12.2012)
Переглядів: 653 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП