ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

КУЛЬТУРНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Центральное место среди отраслей антропологии занимает социальная и культурная антропология, которую в одном случае рассматривают как одну дисциплину, называя ее то социальной, то культурной антропологией, а в другом — как две самостоятельные отрасли антропологии, между которыми очень много общего. Культурная антропология исследует особенности связи человека и культуры, устройство культуры: культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных культурах и другие проблемы. Социальная антропология изучает социальные структуры и взаимодействие в них людей. Термин «социальная антропология» был впервые употреблен Дж. Фрезером, а формирование этого направления исследований относится к концу XIX в. На протяжении длительного времени ее основным объектом исследования считались «примитивные» общества, а культура рассматривалась как аспект общественной жизни. В отличие от культурной антропологии, сложившейся главным образом в США, социальная антропология, получившая распространение в Великобритании, по традиции не включает в свои исследования лингвистику и археологию4.
Культуру как совокупность обычаев, традиций, символов, норм и правил поведения, а также как образ жизни (стильжизни), присущие разным народам, изучают главным образом в рамках социальной и культурной антропологии, которая в последнее время разделилась на множество поддисциплин, направлений и школ. Культурная антропология — часть общей антропологии, изучающая культуру во всех ее проявлениях, применяющая методы, понятия и данные археологии, этнологии, этнографии, фольклора и лингвистики, а также социологии и психологии.
Главные проблемы культурантропологических исследований связаны со становлением человека как феномена культуры: поведение человека, становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений, процессы инкультурации, влияние культуры на половой диморфизм, семью и брак, любовь как культурный феномен, становление мироощущения и мировоззрения человека, мифологию как культурное явление и др.
Культурная антропология опирается на эмпирические данные, собранные, обработанные, классифицированные и интерпретированные после проведения полевой работы. Она предполагает широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на сравнительных, так называемых кросс-культурных исследованиях, т.е. на сопоставлении разных культур в различные исторические эпохи, а не только традиционных обществ.
Эта отрасль занимает центральное место в системе антропологических дисциплин. Она изучает общество и культуру, описывает и объясняет социальные и культурные сходства и различия. Однозначного мнения о том, является ли культурная антропология самостоятельной наукой или входит в
4 Крюков М.В. Социальная антропология // http://www.sati.archaeology.nsc.ru/encyc_p/term. html?act= list&term=511.
265
состав социальной антропологии (а возможно, и в состав этнографии), в зарубежной и отечественной литературе не существует. Американские ученые отмечают у культурной антропологии две стороны: этнографическую (основанную на полевых исследованиях) и этнологическую (основанную на кросс-культурных сравнениях). Европейские же ученые полагают, что этнография и этнология — самостоятельные науки, а не части антропологии. Хотя наибольшее развитие культурная антропология получила в Великобритании и США, этот термин употребляется главным образом в США, в других стран используют термин «этнология». По этому поводу СВ. Лурье пишет: «То, что в Советском Союзе именовалось этнографией, на Западе именовалось культурной антропологией. В действительности термин "этнография" существует и на Западе и означает примерно то же самое, что и в России. Культурная антропология же с самого момента своего зарождения выступала как более широкая дисциплина и интересовалась, в первую очередь, концепциями, объясняющими структуру и бытование народной культуры, а описательные, "полевые" материалы (сколь бы обильны они ни были) являлись для нее средством либо для проверки концепций, либо для их доказательства»5.
В последнее время активно развиваются подотрасли культурной антропологии — культурная экология и палеоэкология. Обе они изучают влияние производственной деятельности человека на окружающую среду, только первая дисциплина рассматривает современную, а вторая — древнюю эпохи. Исходное понятие у них — экосистема, которая раскрывает единство искусственной и естественной среды. Например, антропологов, специализирующихся в этих областях, интересует влияние перенаселенности планеты в целом либо ее отдельных регионов на урожайность, развитие транспорта и средств коммуникации, каким образом увязаны между собой конкретные технологии разведки и добычи запасов полезных ископаемых, влияние на человеческую культуру перехода от деревенского образа жизни, максимально гармонировавшего с окружающей средой, к городскому, который нередко конфликтует с ней. По плотности населения древних поселений ученые узнают их принадлежность к столичному, городскому или провинциальному типу территориальных общностей.
Разновидности социальной (культурной) антропологии — юридическая, историческая и экономическая антропология. Экономическая антропология — научная дисциплина, возникшая в XX в. на стыке социологии, экономики и социальной антропологии, — исследует взаимодействие людей по поводу купли-продажи товаров и обеспечения услуг. Предметом классической экономической антропологии являлась экономика докапиталистических стран или так называемых крестьянских обществ, где рынок, хотя и присутствует, но не определяет образ жизни6. Активное развитие экономической антропологии во второй половине XX в. — результат возникновения молодых независимых государств в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании, которые относят к странам «третьего мира». Стремление направить эти страны по пути капиталистического развития предполагало детальное знание их экономической структуры, традиций производства и труда. Один из видных представителей эконо-
1урье СВ. Что изучает этнология? // http://svlourie.narod.rU/hist-ethnology/l.htm#_ftn3 ИрадерХ. Экономическая антропология. СПб., 1999.
266
мической антропологии Д. Далтон писал: «Мы часто забываем о том, что 80% населения третьего мира живет в небольших... племенных и крестьянских общинах. Поэтому, когда новые нации направили свои усилия на экономическое развитие и трансформацию культуры, возрос соответственно интерес к проблемам экономической антропологии — развернулось изучение племенных и крестьянских экономик в доколониальный, колониальный и послеколониальный периоды»7.
Не только перед Западом, но и перед СССР в 1980-е гг., когда впервые советские социологи заговорили об экономической социологии, стояла задача поднять уровень развития национальных окраин России до уровня развития ее центра. Однако ее методология считалась чуждой марксистско-ленинской теории и практике реального социализма8. В связи с этим отечественные социологи предпочитали говорить об экономической этнографии, или этноэкономике9.0 проблемах индустриального освоения национальных окраин СССР социологи и экономисты писали еще в 60—70-х гг. Г.А. Пру-денский10, Н.Н. Некрасов", В.Г. Костаков, Е.Л. Маневич12, В.Н. Кириченко13 отмечали, что строившиеся в городах Средней Азии, Закавказья и Молдавии крупные предприятия сложных производств не обеспечены местными трудовыми ресурсами из-за «недостаточных навыков к индустриальному труду, малой территориальной подвижности населения, слабого знания русского языка у лиц коренных национальностей и относительной неразвитости сети подготовки кадров»14.
В 70—80-е гг. советских социологов и этнографов интересовали проблемы связи трудовых традиций с этническими аспектами, неодинаковости хозяйственно-культурных типов15, этнической дифференциации хозяйственных традиций16. В частности: сравнивали тип сельскохозяйственной специализации у трех народов, населяющих Забайкалье, — бурят, русских, эвенков. Если у русских главной отраслью сельского хозяйства оставалось земледелие, то у бурят ведущим было скотоводство, хотя земледелие и получило под влиянием русских заметное распространение; что касается эвенков, то для их хозяйства до сих пор характерно сочетание трех отраслей: охота, оленевод-
7 Цит. по: Бромлей Ю.В., Шкаратан О.И. Национальные трудовые традиции — важный фактор интенсификации производства// Социологические исследования. 1983. № 2. С. 45.
8 Бутинов Н.А. Американская экономическая антропология (формализм и субстантивизм): Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л.: Наука, 1979.
9 Бромлей Ю.В., Шкаратан О.И. Указ. соч. С. 43-54.
10 Пруденский Г.А. К изучению региональных особенностей экономического развития районов страны (вместо введения): Региональные особенности экономического развития районов страны. М.:Мысль, 1966; Пруденский Г.А. Опыт социологических исследований: Экономические законы и руководство хозяйством. М.: Экономика, 1966.
" Некрасов Н.Н. Региональная экономика: Теория, проблемы, методы. М.: Экономика, 1978.
12 Костаков В.Г., Маневич Е.Л. Важнейшие проблемы использования трудовых ресурсов: Региональные проблемы населения и трудовые ресурсы СССР. М.: Экономика, 1978.
13 Кириченко В.Н. Пропорциональность экономического роста и эффективность//Коммунист. 1980.№ 18.
14 Там же. С. 34.
Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области // Советская этнография. 1965. № 4.
Чеснов Я.В. Социально-экономические уклады и этнические традиции в агроэтнографии // Советская этнография. 1972. № 4.
267
ство и рыболовство. Ученые пришли к выводу о том, что «исторически хозяйственная специализация каждого народа-этноса, как правило, обусловлена соотношением (в момент ее возникновения) двух факторов: уровня социально-экономического развития и характера среды обитания... Нет никаких сомнений в том, что и в современных условиях традиционные отрасли, особенно сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность, ремесла, развиваются на основе трудовых традиций (ковроткачество в Средней Азии, трикотажное производство в Латвии, обработка дерева и художественное литье в России, кожевенное производство в Дагестане и т.д.)»17.
С позиций воспроизводства трудовых ресурсов национальные республики тогда предлагалось делить на трудоизбыточные и трудонедостаточные. Прошло 20 лет, и 89 субъектов Российской Федерации с позиций распределения доходов стали подразделять, если можно так выразиться, на налого-избыточные и налогонедостаточные, а точнее, на регионы-доноры и регионы-реципиенты (или дотационные): первые отдают налоги в госбюджет и способны прокормить себя сами, вторые просят помощи из госбюджета и не способны себя прокормить. Сегодня, как и много лет назад, на правительственном уровне говорят о политике регионального выравнивания с учетом национальных особенностей. Ученые пишут о большом числе кризисных территорий в России, беспрецедентной дифференциации региональных показателей. Кстати, задачи регионального выравнивания стоят не только перед Россией. В Западной Европе региональная политика направлена главным образом на подтягивание относительно отсталых регионов до уровня средних с акцентом на территориях, имеющих наихудшие экономические и социальные показатели. При этом нередко используется перераспределение средств от относительно богатых к относительно бедным странам через механизмы ЕС (структурные фонды и пр.)18. Сегодня экономическая антропология приобретает все большее академическое и прикладное значение19.
Юридическая антропология — совокупность теоретических и эмпирических исследований правовых систем различных обществ (архаических, традиционных, современных). Возникнув в Европе в 60-х гг. XIX в. как составная часть всеобщей истории права, она получила статус самостоятельной дисциплины в 1920-х гг. в Англии. Во Франции определенный вклад в развитие этой науки внес Э. Дюркгейм, первая крупная работа которого «О разделении общественного труда» базируется на материалах истории правовых отношений у разных народов. В Германии большое внимание трактовке права с социальных позиций уделял М. Вебер, имевший юридическое образование. В России в 1870-х гг. началась систематическая фиксация правовых норм различных народов страны, что позволило перейти затем к историческому истолкованию богатого эмпирического материала. Наряду с исследованием брачных норм (И.М. Кулишер, А.Г. Смирнова) русские историки права интересовались деревенской общиной (А.Я. Ефименко,
зромлей Ю.В., Шкаратан О.И. Указ. соч. С. 48.
/ишлейд Ф., Юилл Д. Системы категоризации ареалов в Европе: возможные уроки для России // егиональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии. Вып. 2. Новосибирск, 2000.
^втономов B.C. Экономическая антропология и модель человека // Очерки экономической антропологии. М.: Наука, 1999; Очерки экономической антропологии / B.C. Автономов, А.Г. Гаджиев, 1-Н. Калмыкова и др. / Ин-т проблем занятости РАН. М.: Наука, 1999.
268
М.М. Ковалевский). В России довольно рано юридическая антропология отделилась от всеобщей истории права (Е.И. Якушкин, М.М. Ковалевский). В трудах советских этнографов юридическая антропология рассматривается как раздел «нормативной этнографии». Современные российские специалисты в этой области сосредоточили свое внимание на охране и использовании природных ресурсов и правах коренных народов на природопользование в современных условиях.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «КУЛЬТУРНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: . Аудит податку на додану вартість сільськогосподарських товарови...
Мова HTML
Ліцензування банківської діяльності
ТЕОРЕТИЧНІ КОНЦЕПЦІЇ КРЕДИТУ
Мотивація інвестиційної діяльності


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (08.12.2012)
Переглядів: 877 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП