Чувственное отражение — необходимая ступень познания, непосредственно связывающая сознание с внешним миром. Завершая характеристику чувственного отражения действительности, укажем основные моменты, характеризующие его роль и место в познавательном процессе. Прежде всего органы чувств — это единственный канал, который непосредственно связывает
человека с внешним миром, и при отсутствии органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Они дают тот минимум первичной информации, который необходим и достаточен для познания того или иного объекта; потеря части органов чувств осложняет познание, но не перекрывает его возможности. Рациональное познание, как уже говорилось, в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Особенно большую роль чувственное познание играет в деятельности людей творческих профессий — художников, композиторов, писателей, артистов, создающих чувственно-образный мир, в котором люди созерцают самих себя. Здесь нет математических формул, нет логического образа. Чувственное познание — прямо или косвенно — участвует во всех фазах научного исследования. Все стадии процесса исследования (накопление и хранение информации, ее обобщение и анализ, сравнение с накопленным опытом, выявление зависимостей и закономерностей, объяснение и интерпретация) проходят при активном участии конкретных людей, каждый из которых неизбежно вносит субъективные искажения в результат исследования. Чувственное и рациональное начала присутствуют как в обыденном, так и в научном мышлении. Человек с улицы не может мыслить общество, личность, класс, профессию и т.п., не прибегая к каким-то, пусть очень размытым и полуинтуитивным, образам. Так он помогает своему мышлению более наглядно представить, о чем идет речь. А может ли профессиональный социолог обойтись без элементов чувственного познания? Скорее всего нет, ибо даже физику постоянно приходится к ним прибегать. Великий А. Эйнштейн прежде чем вывести математическую формулу буквально переживал физический процесс, видел его во всех подробностях. 85 Конечно, соотношение двух начал, чувственного и рационального, может и должно меняться от науки к науке, от эпохи к эпохе. В древнюю эпоху, когда физика была очень слабо развита, она сплошь была наглядной. Отсюда можно сделать вывод, что чем более современной является историческая эпоха и чем более высок уровень развития науки, тем меньше в ней присутствует чувственное и все больше — рациональное. Так оно и есть. Современные науки все более склоняются к теоретическому стилю мышления, требующему применения абстрактного мышления, а не чувственных восприятий. Например, современная физика вводит такие понятия, как «кварк», «виртуальная частица» и «спин», которые чувственно не воспринимаемы. Чувственное познание, как и рациональное, имеет и достоинства, и недостатки. К числу достоинств чувственного отражения относятся его образность, а также непосредственная данность его образов и их яркость. Не будь этого, невозможным стало бы эстетическое познание и наслаждение красотой, а значит, не только исчезли бы искусство, литература, театр и множество иных видов деятельности, фундаментом которых выступают прежде всего чувства, но и повседневная жизнь прекратила бы свое существование, лишенная любви, товарищества, родительской привязанности, сострадания и сопереживания, ненависти и гордости. Хотя чувственное отражение реальности ограниченно, люди об этом часто забывают. Безрассудное царство эмоций породило у М. Вебера специальное понятие — «аффективное действие», стоящее на самой низшей ступени человеческих поступков. Отдавшись во власть чувств, человек перестает контролировать свои действия, чрезмерно доверяется эмоциям и субъективным оценкам. Даже социальные ученые, описывая кризисное десятилетие конца XX в. в России, не избежали чисто оценочных суждений. Их воображение поражали масштабы экономического кризиса и удручали низкие темпы позитивных преобразований. В статьях и научных отчетах то и дело пестрели понятия, рожденные чувствами: «катастрофа», «вырождение», «прихватиза-ция», «маразм», «гибель» и др. Если суждения ученых не подкреплены тщательными расчетами и статистическими выкладками, то эмоциональные оценки перестают служить научным целям. Они вводят читателя в замешательство, поражая воображение, но не служа единственно верной цели науки — достижению истины.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Роль и значение чувственного познания» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»