ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЕ, ДАННЫЕ
Любая деятельность, в том числе научная, равно как и успешная ориентация в окружающем мире, предполагает правильное отражение, а на его базе и воспроизведение действительности. Иными словами, предполагает правильный образ объективного мира. Когда полученная извне информация нами усваивается и поступает в сферу сознания, она превращается в наши знания, т.е. твердые убеждения о том, как устроен объективный мир и как происходит его отражение. С полным правом можно утверждать, что знания образуют ядро и первооснову сознания, а познавательная функция занимает важнейшее место среди функций сознания.
Познание — это деятельность, направленная на получение, хранение, переработку и систематизацию информации о различных объектах. Оно представляет настолько сложную и древнюю форму деятельности, что в философии еще в античные времена начало создаваться особое учение о познании —
73
гносеология (греч. gnosis — знание и logos — учение), сегодня представляющее самостоятельный раздел в ней. Познанием называют, как правило, только процесс поиска истины, а его результат именуют знанием. Знание — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.
Суть научного познания состоит в том, чтобы найти строгую количественную меру, характеризующую тот или иной социальный процесс. Количественные параметры необходимы не только теоретикам для проверки теории эмпирическими исследованиями для рассчета корреляции, но и практикам-управленцам, которым надо знать, например, для организации предвыборной борьбы или для построения социальной политики в своем округе, каков, в частности, процент пенсионеров, согласных заняться дополнительным приработком.
Целью познания служит приобретение не любых, а именно истинныхзна-ний об объективном мире. Ложные знания тоже появляются в процессе познания, но как его необходимые издержки. Наука старается избавиться от них, проводя регулярную чистку своих рядов.
Знание понимается (а) в широком смысле как любого рода информация и (б) в узком смысле как подтвержденная научными средствами информация. Знания могут быть донаучными (житейскими) и научными, а последние разделяются на эмпирические и теоретические. Научному знанию присущи логичность, обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов. Кроме того, в обществе наличествуют мифологические, художественные, религиозные и другие типы знания. Только научное знание соответствует его узкой трактовке.
Мы будем пользоваться узкой трактовкой, или техническим определением термина. Отсюда следует первая модель, демонстрирующая логическое соотношение объемов понятий «информация» и «знание». Первое понятие шире второго. Будем считать, что знание — часть объема понятия «информация» (рис. 3).
Рис. 3. Соотношение понятий «информация» и «знание»
74
Знание не зависит от личных качеств людей, занятых в этой области. Знание выступает в качестве общезначимой и самодостаточной сферы деятельности. Напротив, информация может содержать изрядную долю субъективных привнесений и оценок, например слухи.

Добывая новые знания, социолог делит свое время между работой в библиотеке, в поле и в лаборатории. Свою работу он начинает со знакомства с изысканиями предшественников — это теоретическая часть работы. Составив программу исследования и инструментарий, обычно анкету, он отправляется в поле опрашивать респондентов или проводить наблюдение, например, за поведением забастовщиков. Собрав первичные данные, социолог возвращается в лабораторию, где при помощи компьютера подвергает данные математической обработке, анализирует и интерпретирует их. Таким образом, начав дело с теории, но чужой, социолог заканчивает научный процесс опять же теорией, но уже своей.
Хотя понятия «данные», «информация» и «знания» часто используются как синонимы, их необходимо различать. Данные — это факты, зарегистрированные с помощью различных методов. В социологии методы делятся на качественные и количественные; соответственно и данные разделяются на качественные и количественные.
Под качественными данными понимают данные, которые выражаются нечисловым способом1. Их носителями выступают рисунки, фотографии, видеоматериалы, различного рода символы и знаки, вещи и предметы и т.п. Однако чаще всего они представлены в виде вербальной информации — текста или речи2.
Качественные данные, например запись глубинного интервью или фотография семейного праздника, характеризуют содержание происходящего события, ход социального процесса, состояние человека, его мысли, поступки, дела.
В отличие от них количественные данные, представленные в виде таблиц, графиков, гистограмм или процентных распределений, представляют собой уже обработанный материал, в котором все индивидуальные характеристики человека, события или процесса усреднены и явлены в среднестатистической форме. В итоге количественные данные указывают на масштаб, объем, интенсивность тех явлений, которые в качественных данных предстают в своем обнаженном, еще необработанном виде (рис. 4).
Существует и другая классификация социологических данных — на первичные и вторичные. Первичные данные — это информация, которую социолог добывает из первых рук, т.е. непосредственно от объекта исследования.
Качественные данные Количественные данные
— отдельный человек, фотография символ, знак, запись беседы
— множество людей, вид таблицы, статистические формулы и т.д.
Рис. 4. Элементы качественных и количественных данных
1 Tesch R. Qualitative Research Analysis Types and Software Tools. N.Y., Philadelphia, L.: The Falmer Press,1990. P. 95.
2 Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных: из истории развития методологического направления // Социологические исследования. 2000. № 10. С. 92—101.
75
Это могут быть мнения людей, которых он опрашивает, сведения из протокола проведенного им наблюдения, интервью или эксперимента, статистические данные и др. Важнейшая черта первичных данных: полученные лично ученым в ходе непосредственного контакта с объектом или объектами, они не подверглись еще никакой теоретической, идеологической, философской и прочей интерпретации. Они называются сырыми, поскольку никем и никак не откомментированны. При обработке данных социологического исследования полученная статистическая информация представлена в виде материалов первичного анализа (например, таблицы с распределением ответов опрошенных на вопросы анкет). В результате анализа информации появляются различные статистические документы, которые дают новые сведения по поставленным задачам исследования.
Сырые данные, прошедшие обработку и получившие интерпретацию, опубликованные в прессе или оставшиеся в архиве, меняют свой статус и превращаются во вторичные данные. Вторичными данными следует называть информацию, полученную другим исследователем и получившую теоретическую интерпретацию. Вы не можете проверить их истинность, не можете убедиться в их репрезентативности потому, что не имеете возможности опросить тех же самых людей в том же самом месте и в то же самое время. Даже если результаты проведенного вашим предшественником исследования только обработаны, но не получили комментария и пылятся в архиве, они все равно называются вторичными.
К ним применяется метод вторичного анализа — более углубленное изучение полученных данных с учетом новой исследовательской задачи или в связи с новыми данными. Социолог отказывается от проведения новых исследований, а использует уже накопленный материал. Наиболее доступным источником информации для вторичного анализа являются социологические публикации в журналах и газетах, в сборниках, монографиях и изданиях различных центров.
Вторичным анализом надо считать также студенческие рефераты. Если для его подготовки вы используете учебники и монографии, где анализируются взгляды Дюркгейма и Вебера, но не сами произведения этих великих социологов, то вы пользуетесь источником из вторых рук. Наряду с цитатами из произведений автор учебника или монографии дает собственные оценки и комментарии. Приводя их, студент соглашается с чужими интерпретациями как со своими собственными. Он не заглядывает в первоисточник, чтобы самостоятельно оценить его, а полагается во всем на мнение специалиста. А вот как назвать реферат, «скачанный» из Интернета и выданный за свой собственный — третичным анализом?
Не всякие данные составляют информацию. Данные — это совокупность не связанных между собой фактов. Данные могут быть превращены в информацию путем анализа, выявления связей, вычленения наиболее важных фактов, их синтеза. В информации больше ценности, чем в данных; информация — это данные, трансформированные в значимую форму для целесообразного использования. В свою очередь, информационные блоки путем обработки могут быть превращены в целостный корпус знания.
Знание — это не только и не столько информация, полученная вами из внешнего источника (а бывает ли внутренний источник информации?). Знание — это усвоенная в сознании человека информация.
78
Предположим, студент готовится к сессии. Как правило, нужный учебник читается не загодя, а накануне. За 24 ч надо усвоить 400 страниц. Времени в обрез, информация буквально запихивается, кое-как складируется и
приносится в аудиторию. Студент берет билет — это сигнал, побуждающий вспомнить нужную информацию. Чаще всего нужное как раз не вспоминается, в голове мелькают какие-то отрывки сведений. Главное — побыстрее изложить их экзаменатору, получить оцен ку, пулей вылететь из аудитории и... все позабыть. Что осталось в памяти студента — информация или знание? Информация продержалась в голове очень недолго, так и не став знанием. Другое дело, если бы сведения из учебника были осмыслены, прорвались в сферу сознания, закрепились там, а обжившись, породили бы новые, теперь уже свои собственные мысли. Такие сведения уже нельзя считать информацией. Это — знание. Оно проникло внутрь человека и актуализируется, когда приходит время, тоже изнутри. Высказывая собственные мысли, вы делитесь своими знаниями, если можете объяснить высказанную мысль, защитить ее. А вот если вы передали какую-то сплетню, сообщили о давно произошедшем историческом событии, то поделились с собеседником информацией.
Итак, знание — это информация, пришедшая, как гость, и оставшаяся, как хозяин. Это нечто внешнее, превращенное во внутреннее, или второстепенное, ставшее главным.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЕ, ДАННЫЕ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Повседневный опыт и научное знание
Аэродинамическая труба
ТЕНДЕРНІ УГОДИ
Аудит внесків на загальнообов’язкове державне соціальне страхуван...
Види ризиків


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (08.12.2012)
Переглядів: 1471 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП