Социологическое исследование — это конкретная разновидность научного исследования вообще. Стало быть, оно должно и не может не подчиняться общенаучным требованиям, главные среди которых — вычленение истинных фактов из моря ложных заблуждений и критическая проверка полученных знаний на предмет их соответствия уже добытым и проверенным ранее научным знаниям. «Критика» по-гречески означает «суд» и «разделение»: суд над неправдой, разделение истины и лжи. Критика считалась первейшей интеллектуальной добродетелью ученого. Со времен Геродота, Фукидида, Ксенофонта и Сократа искусство исследователя заключалось в том, чтобы с помощью тщательно построенного «опросника» и на основе «показательной выборки» (будь то опрос Ксенофонтом подчиненных ему солдат — участников похода Кира Младшего против Артаксеркса II при их отступлении к Черному морю или афинских граждан об оптимальном социальном устройстве государства и душевных свойствах его членов) извлечь эпистему — истинное, подлинное знание из докса — мнения15. В гуманитарной сфере науки позиция ученого несколько отличается от той, которую он занимает в области естественно-научных и технических дисциплин. В философии, социологии, политологии, экономике знающий исследователь — это одновременно судящий, оценивающий события исследователь. Познанный материал должен быть тщательно взвешен, философски осмыслен, критически оценен социологом. Правда, проблема вынесения критической оценки в гуманитарных науках не так проста, как может показаться. На протяжении 100 лет среди ученых идет нешуточный спор о проблеме ценностей и оценок в методологии. Для социологии первым его ясно озвучил в начале XX в. Макс Вебер. Он предлагал различать два похожих явления: ♦ вынесение оценочных суждений; ♦ отнесение к ценностям. Первое в науке категорически запрещается, второе не только приветствуется, но и рекомендуется в качестве важнейшего правила. М. Вебер исходил из университетской жизни, где профессора, желая сделать лекцию более яркой и красочной, не стеснялись в вынесении политических оценок, вклю- мшурин В.И. «Гуманитарная» социология: новые ориентиры и старые проблемы // Социс. 1992. '. С. 63. 40 чами в лекцию обличительную публицистику, сатиру, элементы памфлета и т.д. Лектор не только односторонне освещал факты и события, но и навязывал аудитории собственную точку зрения, которую неподнаторевшие в фундаментальных знаниях студенты никак не могли оспорить. Против этого и выступал один из родоначальников мировой социологии. Когда Вебер протестовал против того, чтобы преподаватель социологии превращался в агитатора, а аудитория — в митинговую площадь, он подразумевал политические оценки. Но при этом ничего отрицательного не говорил об эстетических и религиозных ценностях. Ученый должен быть свободным от оценок, но не от нравственных ценностей.
Действительно, политические оценки и нравственные или религиозные ценности — вещи совершенно разные. Первые всегда пристрастны и выражают интересы конкретной политической партии. Политика всегда считалась областью недопустимого цинизма. Однако нравственные ценности и политические идеалы, которые на них базируются, имеют совершенно иную основу. Это сфера вечного и абсолютного знания. Идеалы свободы и гражданского общества строятся на нравственных принципах уважения личного достоинства, неприкосновенности прав человека. На них может и должен ориентироваться при интерпретации своих открытий социолог. Но он обязан избегать пристрастных политических оценок. Вебер, отстаивая ценностный нейтралитет, по существу, отстаивал идеалы академической свободы, невмешательства политики и политиков в университетскую жизнь. Свобода от оценки — важнейший постулат современной профессиональной (академической) социологии. Социолог «должен забыть о своих политических пристрастиях, о национальности, возрасте, поле, религиозных убеждениях, вкусах и привычках, как только он переступает порог аудитории. Стоит ли говорить, что стать свободным от оценки — дело трудное, но именно такой свободы требует этос научного исследования... Отстранение от оценки не означает отстранение ученого от участия в общественной жизни. Наоборот, только независимое и отстраненное от оценки знание дает возможность аутентичной экспертизы социальных проблем»16. Когда Вебер писал о ценностном нейтралитете социологии, то можно было подумать, что слова «оценка» и «ценность» он употребляет в качестве синонимов. Так оно зачастую и происходит в немецком языке. Однако в русском языке оба понятия необходимо различать, и под ценностным нейтралитетом надо понимать не свободу от ценностей, а освобождение от предвзятых оценок.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - ЦЕННОСТИ И ОЦЕНКИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»