К демонстративному поведению принято относить в социологии любое действие или совокупность действий, которые выставляют напоказ те цели, принципы или ценности, которые играют очень важную роль в жизни субъекта или субъектов этого поведения. Когда мы слышим о мирной или антирасистской демонстрации, то это может означать одно: масса людей вышла на улицу для того, чтобы вопреки давлению полиции и возможному риску быть арестованными публично провозгласить определенные ценности, с которыми призывают считаться как общественность своей страны (нескольких или всех стран), так и правительство. Демонстративное поведение может затрагивать не только коллективные, поддерживаемые большинством, многими или всеми ценности, но и инди- 952 видуальные, которые распространяются на то, что важно для вас лично и не касается никого больше. Скажем, высокий статус и материальное благополучие, которое вы хотите продемонстрировать всем, вызвав у них зависть, чувство восхищения, уважения и т.п.' Такой стиль жизни был характерен для так называемого «праздного класса» — новых богатых американцев, которые старались подражать высшему классу Европы, но в отличие от него выставляли свое потребление напоказ. Демонстративное поведение позволяло праздному классу укрепить свое представление о себе как об элите американского общества. Примерно в то же время аналогичный феномен потребления как смысла повседневной жизни изучался немецким социологом Георгом Зиммелем (1858—1918), но уже на материалах по Берлину. Демонстративное поведение (от лат. demonstratio — показывание) — вызывающие, намеренно подчеркиваемые действия, связанные с определенной целью, например стремлением показать свою «особость» и значимость. Понятие демонстративного поведения может иметь негативный смысл, например вызывающее поведение молодежи («бравирование» — мотоциклетные гонки, бросающаяся в глаза одежда и символика). В отличие от нормального, или разумного, поведения демонстративное редко когда продиктовано нуждой, естественной потребностью, обычной логикой. Говорят, например, футболист демонстративно упал на поле. Серьезной травмы нет. Он просто «выпрашивал» у судьи пенальти. Вместе с тем понятие демонстративного поведения имеет позитивный смысл. Так, забастовка, митинг, демонстрация — это типичные формы демонстративного поведения. Их цель — привлечь общественное внимание к нуждам и требованиям тех людей, на которых в нормальной обстановке внимания не обращают. Демонстративность — особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его цель — обратить на себя внимание, получить ободрение. Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно служит недостаток внимания со стороны взрослых, из-за чего дети чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Если дефицита внимания нет, он создается ребенком в силу избалованности. Тогда появляется новое качество — завышенные требования к взрослым. Нарушая правила поведения, а часто и этические нормы, дети добиваются своих целей. Если демонстративность заключается в поиске возможности для самореализации, то лучшее место для ее проявления — сцена. Помимо участия Веблен Т. Теория праздного класса. М, 1984. С. 108. 953 в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в том числе изобразительная. В демонстративном поведении происходит очень важная с социологической точки зрения подмена, отсутствующая или ярко не выраженная в других формах социального действия, а именно подмена истинного содержания символическим. Так, в 1970—1980-е гг. в СССР, закрытом от всех стран так называемым железным занавесом и мало что знавшем о новейших веяниях молодежной моды, некоторые ее достижения воспринимались в искаженном свете. У советских подростков модным было застирывать новые джинсы до дыр, искусственно их портить таким образом, чтобы они выглядели поношенными. Они утратили свою непосредственную функцию защиты от непогоды, предохранения тела и удобства в носке. Модными стали потрепанные джинсы. Мода сохранилась и в 1990-е гг., причем не только у нас, но и на Западе. Только теперь стирать уже не надо: поношенными их делают прямо на фабрике. В данном случае, не важно, у нас или за рубежом, символическое бытие вещи как бы полностью поглотило, растворило в себе ее материальное бытие. Как практичная и удобная вещь, джинсы потеряли свою ценность, они стали репрезентировать не одежду как таковую, а модный стереотип, столь ценимый в подростковой субкультуре. Когда английские луддиты XVIII в. первыми взбунтовались против применения машин, они относились к ним не как к материальной субстанции, а как к социальному символу. Машины олицетворяли средство эксплуатации их труда, означали вытеснение живого труда и начало массовой безработицы. Подобным символическим значением средства труда наделены, конечно, не сами по себе, а как часть конкретно-исторических отношений производства и распределения. Прокатившаяся в 1989 г. волна шахтерских забастовок в СССР вскрыла интересный феномен. Протест стачечников был направлен против, как они выражались, нечеловеческих условий труда и быта, в которых они вынуждены были находиться. Однако эти условия за последние 10— 15 лет существенных изменений не претерпели. Почему же забастовали шахтеры только на четвертом году перестройки? Ответ, видимо, кроется в той системе координат, в которой теперь, а не раньше, стали восприниматься эти условия. В стране резко изменился политический климат, расширились демократия и гласность, заговорили о человеческом достоинстве и правах человека, наконец, больше стали обращать внимания на рядового работника. И он заговорил. Терпимые доселе нечеловеческие условия превратились в нетерпимые, унижающие человеческое достоинство. Материальные условия фактически представляли уже не себя, а нечто другое. Они выступали средством выявления других «чувственно воспринимаемых вещей» — авторитарного управления, унижающего человеческое достоинство. Протест фактически был направлен против этой более широкой системы общественных отношений, а условия труда и быта явились их символом, социальным воплощением. Условия труда и быта, когда речь идет о забастовке, т.е. коллективном протесте организованной группы работников, неизбежно воспринимаются как коллективные условия существования. Причем коллективные не во- 954 обще, не абстрактно и даже не эмпирически конкретно лишь как условия труда, в которых вынужден работать персонал данного предприятия. Они реально воспринимаются уже как условия существования данного класса. Шахтеры, водители и представители других профессий, участвовавшие в конце 1980-х гг. в стачечном движении, протестовали прежде всего против того, что они — непосредственные производители материальных ценностей в обществе, представители рабочего класса — вынуждены жить и трудиться в худших условиях, чем работники аппарата, не участвующие непосредственно в создании материального богатства общества. Демонстративное поведение в постиндустриальном обществе построило себе специальную площадку — публичные парады моды, которые еще называются дефиле. Дефиле (франц. defile — торжественно проходить, шествовать) — публичный и празднично обставленный показ новинок моды, как правило, женской. На дефиле обычно присутствуют телевизионные и «киношные» знаменитости, светская публика (так называемый бомонд), модельеры, фотографы моды и журналисты. На подобного рода шоу известные дизайнеры представляют коллекционные новинки одежды, относящейся к «высокой моде». Дефиле-парады проходят в домах моды или лучших зданиях города, в них участвуют ведущие национальные или зарубежные фирмы, агентства моделей, дома моды (например, дом Кристиан Диор), театры моды, синдикаты высокой моды. Произвести хорошее впечатление на публику очень трудно при отсутствии навыков искусного владения собственным телом. В престижных школах манекенщиц обучают основам стиля, истории моды и дизайна, искусству макияжа, хореографии и навыкам дефиле (особой манере правильно и красиво ходить, держаться на подиуме во время демонстрации модной одежды), фототренингу, занятиям в фит-несс-центре, визажу, актерскому мастерству. В некоторых школах актерское мастерство построено на методике Станиславского, когда девушек учат публичному одиночеству на подиуме. Понятие дефиле стоит в одном культурном ряду с театрализованным шоу, великосветской тусовкой, художественным перформансом, выставочной деятельностью.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»