Одним из наиболее впечатляющих показателей развития цивилизации является количество людей, которые обогатили человечество, несмотря на все препятствия и неудачи, возникающие на их пути. Конечно, они многого добились благодаря своему таланту, но в конечном счете именно целеустремленность привела их к успеху. Важно быть способным человеком, но еще важнее суметь доказать окружающим, что вы способны на многое. Огромное количество талантливых 862 людей прозябают в неизвестности лишь потому, что не сумели добиться своего. В то же время, многие менее одаренные люди процветают, потому что в них стремление к успеху просто кипит и рвется наружу. Целеустремленность — это движущая сила, но она может стать опасной. Стремление добиться своего во что бы то ни стало может закончиться подорванным здоровьем и ущемлением прав других людей. Очень важно уметь сочетать стремление достичь поставленной цели с заботой о своем здоровье и пользе для окружающих. Тест Чтобы разобраться, насколько сильна ваша целеустремленность, ответьте на вопросы теста. 1. Когда Вы учились в школе, Ваши учителя или родители говорили Вам, что Ваши оценки могли быть выше, если бы Вы больше старались? Да Нет 2. Вы занимались общественной работой в школе? Да Нет 3. Вы работали вечерами или на каникулах? Да Нет 4. Взявшись за кроссворд или какую-то задачу, Вы сидите над ними, пока не решите? Да Нет 5. Вы принимались за что-то, например живопись, музыку, машинопись, ино странный язык, и бросали, так как это требовало слишком больших усилий? Да Нет 6. Если Вам дают какое-то задание, то Вы его правильно выполняете? Да Нет 7. Для того чтобы добиться поставленной цели, Вы способны отказаться от каникул и большей части других развлечений на четыре года? Да Нет 8. Вы рассчитали, как высоко Вы подниметесь по жизни в течение следующих пяти лет? Да Нет 9. Вы предпочитаете работу, где продвижение по службе зависит от возраста, а не от деловых качеств? Да Нет 10. Если Вы захотите купить дом, то согласитесь работать дополнительно по 20 ч в неделю неопределенное количество времени? Да Нет 11. Вы обычно спите допоздна в выходные и во время отпуска? Да Нет 12. Вы приходите на работу раньше всех в конторе, а уходите позже всех? Да Нет 863 13. Если Вы встречаете незнакомое слово, стараетесь узнать его значение? Да Нет 14. Кто-нибудь говорил, что у Вас непомерные амбиции или что у Вас есть идея-фикс? Да Нет 15. Вы часто жалеете, что Вам не хватает времени сделать все, что Вы хотите? Да Нет Ваш результат За каждый правильный ответ Вы получаете четыре балла, а за каждый неправильный — один. За ответы «Да» на вопросы 2—4,6—8, 10 и 12—15 даются четыре балла, а за «Нет» — один. За ответы «Нет» на вопросы 1, 5, 9 и 11 даются четыре балла, а за ответы «Да» — один. Результат от 51 до 60 баллов — выше среднего и показывает, что у Вас поразительная целеустремленность, результат от 36 до 44 баллов — средний. Результат 33 балла и меньше — ниже среднего, а следовательно, если Вы хотите чего-то добиться в жизни, нужно приложить больше усилий. Однажды пережитый успех заставляет воспроизводить его снова и снова, даже если он не приносит видимой пользы. Ранний успех бывает опасен: он закрепляет одну-единственную стратегию, которая воспроизводится, хотя меняются обстоятельства, меняется сам человек, и давно забрали пятидолларовую бумажку. В знаменитых экспериментах Б. Скиннера успех изучался на крысах, бегающих в лабиринте. Когда более или менее стало ясно, от каких факторов он зависит, Скиннеру захотелось сравнить поведение крысы с поведением человека. Построили лабиринт с высокими стенками, для студентов положили в центр пятидолларовую бумажку. У крысы в ее лабиринте лежал кусочек пахучего сыра. Оказалось, что, вопреки ожиданиям, скорость обучаемости человека не намного превосходит крысиную. Различия были статистически незначимы. Но вот из одного лабиринта убрали сыр, а из другого — пятидолларовую бумажку, — и различия не замедлили сказаться. После двух-трех ходок крысы перестали ходить в лабиринт, а человек продолжал и продолжал настойчиво стремиться. Но к чему? К успеху? По воспоминаниям бывших студентов, добровольцы вечерами тайком проникали в здание и бегали по лабиринту. А вот еще один психологический опыт: испытуемому предлагают поднять ногу как можно выше и держать ее как можно дольше. Тест дурацкий, и, конечно, ногу можно опустить, когда захочется, но часть людей изо всех сил держат ногу на весу, стараясь добиться успеха. Тест получил условное название «Настойчивость ноги». Подобная настойчивость в простых и бессмысленных задачах характерна для тех, у кого мотивация достижения высока, а средства (интеллектуальные и социальные навыки) — недостаточны4. Американский ученый Д. Янкелович после специальных исследований, проведенных в 1970—1980-е гг., заявил, что американцы в последнее время 4 Жамкочьян М. Конец социализации или новые стратегии успеха // Знание—сила. 2000. № 12. 864 все чаще стремятся не к победе в конкуренции, не к карьере, а к самореализации. Оказалось, что ради интересной творческой работы, работы по душе они готовы жертвовать материальным благополучием, социальным положением, домом, квартирой и даже семьей. Готовы часто менять работу, чтобы найти свое, работу по сердцу, по призванию. В начале перестройки середины 1980-х гг. возник Российский Открытый университет с бесплатным обучением, чтобы дать всем желающим возможность получить образование по душе у лучших профессоров и специалистов Москвы. Его сотрудники провели своего рода эксперимент. Университет был завален десятками тысяч писем. Сюда пошли сумасшедшие, обездоленные, инвалиды, заключенные (це лыми камерами), а также карьеристы (за московскими дипломами), и все, не получившие в свое время гуманитарное образование, и все, жаждущие высказаться и быть услышанными. Но чаще всего встречались письма с таким содержанием: «Помогите понять: чего я хочу». Вот характерный образец: «Мне 33—45 лет. Я поменял(а) множество работ (или, наоборот, всю жизнь проработал(а) на одном месте, не зная, зачем), но ни одна не принесла удовлетворения. Вдруг я понял(а), что ничего не знаю о себе, не знаю, на что я способен(на). Надеюсь, что вы поможете мне понять себя»5. Отсутствие целеустремленности привело к жизненному неуспеху и неудачной социализации. Оказавшись на обочине общества, т.е. в экстремальном и крайне дискомфортном поле социальной маргинальное™, человек задумался: годы идут, а чего я достиг? Ни цели в жизни, ни успеха, ни образования.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ И УСПЕХ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»