Теория мотивации достижения (achievement motivation) Д. Макклелланда является фундаментальным достижением социальной науки в области поведенческих наук. Она описывает способность человеческой психики ориентироваться на целерациональную деятельность и достижение успеха в условиях равных шансов добиться успеха и потерпеть неудачу. 851 МАККЛЕЛЛАНД Дэвид (McClelland David Clarence) (1917-1998) - выдающийся американский психолог, профессор-исследователь Бостонского университета, почетный профессор Гарвардского университета, директор консультативной фирмы по управлению персоналом Mcber. Основная область интересов — человеческое поведение и социология. Получил всемирное признание за разработку теории мотивации достижения. Родился в Нью-Йорке, получил степень бакалавра в 1938, магистра — в 1939-м, доктора философии по экспериментальной психологии — в 1941 г. После 30-летней работы в Гарварде в 1987 г. переехал в Бостон, где и умер от сердечной недостаточности в возрасте 80 лет. Был дважды женат, имел четырех дочерей, трех сыновей и девять внуков. Получил огромное количество научных наград. Основные сочинения: The Achieving Society (1961), The Roots of Consciousness (1964), Power: The Inner Experience (1975), The Achievement Motive (1953, в соавт. с Atkinson, Clark и Lowell), Motives, Personality, and Society: Selected Papers (1984), Power: The Inner Experience (1979), Some Social Consequences of Achievement Motivation (1993), The Drinking Man: Alcohol and Human Motivation (1972). В конце 1940-хгг. Д. Мак-клелланд и Дж. Аткинсон провели исследование на военно-морской базе США, применив разработанную в 1930-х гг. Генри Мюрреем проективную технику (ТАТ — тест тематической апперцепции) к распознаванию психогенических (небиологических) мотивов поведения. Согласно Мюррею, потребность означает силу, которая организует восприятие, интеллект и действия таким образом, что трансформирует в определенном направлении ситуации неудовлетворенности, в которых вечно оказывается человек. Среди описанных подобным образом потребностей он назвал также потребности в достижении; ТАТ, собственно говоря, и был изобретен для выявления потребностей. Справка Thematic Apperception Test (ТА Т) — проективная методика исследования лич но-сти. Наряду с тестом Роршаха — одна из старейших и наиболее распространенных в мире. Создана X. Морган и Г. Мюрреем в 1935 г. Стимульный материал — комплект из 20 картинок, на которых изображены различные сюжеты с участием людей. Картинки имеют многозначное трактование. Обычно обследование проводится в два этапа, по 10 картин за один сеанс с интервалом между сеансами не более одного дня. Испытуемого просят придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация закончится. Рассказы записываются дословно, с фиксацией пауз, интонации, выразительных движений, других особенностей. Обычно прибегают к стенограмме или записи на скрытый магнитофон. Отмечается время с момента предъявления картины до начала рассказа и общее время, затраченное на рассказ по каждой картине. Завершает обследование опрос, основная задача которого — получение дополнительных данных об обследуемом, а также уточнение источников тех или иных сюжетов, разбор выявленных в рассказе логических неувязок, оговорок и ошибок восприятия. Предполагается, что на интерпретацию картинок обследуемый бессознательно проецирует собственную психическую сущность. Опытный психолог по ответам обследуемого оценивает особенности его личности. 852 I Данные исследования, опубликованные в 1953 г., свидетельствовали, что люди согласны хорошо трудиться, перевыполняя нормы и добиваясь высокого качества продукции при том условии, что ориентация на задание проистекала из внутренних мотивов, а не внешних стимулов. Эмпирически изучая самые разные ситуации, ученые пришли к выводу, что часть людей действительно обладает ярко выраженной мотивацией достижения, но большинство работников ориентированы скорее на усредненные стандарты исполнения. Характерно, что достигающие индивиды ориентированы на умеренный риск (50 : 50). Они готовы на трудовой подвиг но лишь в том случае, если они, а не кто-то другой, влияет на способ достижения результата. Контролировать рабочую ситуацию — главное условие мобилизации усилий для достигающих, т.е. творческих, индивидов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ Д. МАККЛЕЛЛАНДА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»