ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

АКАДЕМИИ
Вторым по важности учреждением системы высшего образования является академия. Слово «академия» происходит от наименования местности близ Афин — Академуса (Academus), где возникла Платоновская академия (около 387 до н.э.). В ней давали полный курс современных знаний по астрономии, биологии, математике, политической теории и философии. По нынешним меркам она просуществовала чрезвычайно долго — около 1000 лет. Ее следы обнаружены в I в. н.э., теперь уже не в Афинах, а в Александрии. Во втором периоде ее жизни, именуемом неоплатонизмом, акценты Академии сместились — главным образом в сторону мистицизма и демонологии, эклектизма и скептицизма. Новое поколение «академиков» возглавляли Аммониус и Плотинус. И хотя александрийская Академия

считалась последним оплотом язычества, почти все великие христианские философы первых веков вышли из стен именно этого учреждения. Возможным такое стало потому, что благодаря заложенной Платоном методологии познания, прежде всего учению об идеях, в Академии были сильны традиции преподавания психологии и метафизики, с позиций которых студенты учились опровергать материализм и натурфилософию.
До появления Платона в греческой столице молодые афиняне получали высшее образование у софистов. Софисты представляли собой первый в истории тип гастролирующего профессора-консультанта, разъезжающего по разным городам и предлагающего свои услуги (советы и рекомендации в ораторском мастерстве и философии) там, где найдется аудитория, способная оплатить их труд. Они были уверены, что всегда найдут аудиторию в одной из трех крупнейших общественных гимназий (gymnasiums), которые располагались в предместьях Афин, где молодые люди проходили атлетическую подготовку. Когда Платон вернулся из своих путешествий в Афины (приблизительно 387 г. до н.э.), ему было 17 лет и он поселился в доме недалеко от одной гимназии, называвшейся Академией. Сама гимназия отстояла от городских стен в миле на северо-запад. Платон организовывал обучение с постоянным составом лю-
4S Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М.. 1997. С. 90.
724
дей, которые регулярно встречались в Академии либо в его доме и садике. Дорога в Академию была обрамлена стелами в честь погибших героев и гробницами знаменитых афинян, среди которых были могилы Перикла и Фра-сибула. Сад героя Академа стал одним из любимых мест для прогулок49.
Возможно, Академия имела статус частной школы, но формально образование там было бесплатным. В большинстве своем учениками Академии являлись подростки 14-15 лет из состоятельных семей, пришедшие в нее для получения общего образования и подготовки к политической деятельности, так как Академия среди афинян славилась прежде всего своей интеллектуальной элитарностью и ярко выраженным антидемократизмом в политике50. Знаменитые диалоги Платона, будь то «Пир» или «Государство», это не что иное, как еще и учебные пособия для молодых академиков. По замыслу Платона, после получения «высшего образования» ученики должны были занять государственные должности, для чего им преподавали ораторское мастерство и поэтику, которые традиционно были связаны с политической риторикой. Не случайно, считает И.Н. Мо-чалова, написанный Платоном вскоре после создания школы диалог «Гор-гий» был посвящен проблемам риторики. Молодой, только начинающий свою преподавательскую деятельность Аристотель подготавливает курсы «Риторики» и «Поэтики», которые читает широкой публике. И «Политика» Аристотеля в восьми книгах создавалась прежде всего в качестве развернутого цикла лекций. С этих сочинений, призванных популяризировать высокую философию, дела лись многочисленные копии, которые распространялись и продавались в лавках за стенами Академии. Темы, которые разрабатывались под руководством Платона или при его непосредственном участии, рассматривались как достояние школы и использовались как для полемики, так и для того, чтобы положить их в основу собственных лекций. Кроме того, в Академии обучали математике, которую во времена Перикла понимали как совокупность наук, куда в том числе входили умение управлять домом, смышленость в государственных делах, занятия вычислениями, астрономией, геометрией и гармоникой".
Перед входом в Академию каждого встречала надпись «Негеометр да не войдет», а тех, кто не был сколько-нибудь сведущ в музыке, геометрии и арифметике, и вовсе не принимали в Академию. С Академией была связана группа блестящих математиков. Крупнейшим из них был Евдокс Книдский, который построил общую теорию отношений, основанную на новом понятии величины, которое включало как числа, так и непрерывные величины. С именем Менехма, ученика Евдокса, связывают открытие трех конических сечений: параболы, гиперболы и эллипса. Система-
59 Guthrie W. A History of Greek Philosophy. Vol. IV. Cambridge, 1976.
Мочалова И.Н. Метафизика Ранней Академии и проблемы творческого наследия Платона и Аристотеля //AKADEMEIА. Материалы и исследования по истории платонизма. Межвуз. сб. Вып. 3. СПб., 2000. С. 241.
51 Там же. С. 242-244.
725
тизацией и обобщением накопленных знаний занимался Февдий из Магнезии, написавший первое руководство по математике. Математические пассажи в ряде диалогов Платона свидетельствуют об активных занятиях математикой самого Платона. Многие академики занимались философским обоснованием математических знаний. Другой математической наукой, интерес к которой был велик в Академии, стала астрономия. Евдокс заложил ее теоретические основания и создал модель планетной системы. Гераклид Понтийский объяснял суточное движение небосвода вращением небесных сфер вокруг Земли и внес вклад в создание гелиоцентрической системы. Причем инициатором астрономических исследований в Академии выступал сам Платон.
И наконец, последней из наук квадривиума была гармоника, или теория музыки, которая развивалась в Академии как продолжение традиций пифагорейского учения. Музыка служила прологом к изучению диалектики — основного направления в образовательной программе Платона. В «Государстве» он называет ее не просто наукой, но венцом наук, единственной дисциплиной, позволяющей приобщиться к миру подлинного бытия. Судя по многочисленным диалогам Платона, посвященным ей, диалектике обучали в игровом режиме: двое академиков, придерживающихся противоположных точек зрения, вели беседу перед аудиторией, под наблюдением старших, опытных академиков, которые давали требуемые в ходе обсуждения разъяснения. Платон предостерегал своих юных учеников от злоупотребления участием в подобных «играх» ради забавы и шутки. Другой формой овладения диалектическим искусством был учебный доклад (чтение перед школьной аудиторией), в котором его составитель брал на себя труд вне вопросно-ответной формы развить тезис и антитезис, приведя аргументы pro и contra. Кроме этого, в Академии широко была распространена практика организации диспутов, состоявших из речи и ответной речи и воспроизводящих в редуцированной форме характер беседы52.
Другие философы последовали примеру Платона и также стали встречаться со своими учениками в точно определенном месте, где отныне читали свои лекции и проводили обсуждения. Так появилось первое стационарное учебное учреждение и начала формироваться система высшего образования.
Традиция Платоновской академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (сер. I—II вв.) и неоплатонизма (IV— сер. VI вв.). В эпоху Возрождения Платоновская академия учреждена во Флоренции (1459—1521) во главе с Фичино, Мерандолой, Беккарио. Платоников мы находим в Англии XVII в. (Гудворт, Кумберленд, Гланвилл). Больше того, выдающийся физик XX столетия, один из создателей квантовой физики В. Гей-зенберг, лауреат Нобелевской премии (1932), также признавался в своей любви к учению об идеях Платона и считал, что именно его творчество помогло развитию современной науки.
ь2 Мочапова И.Н. Метафизика Ранней Академии и проблемы творческого наследия Платона и Аристотеля // AKADEMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Межвуз. сб. Вып. 3. СПб., 2000. С. 242-250.
726
В античной Греции функцию научно-образовательных учреждений наряду с академиями, школами, гимназиями и лицеями выполняли также музеи (от греч. museion — храм муз), которые считались местом созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты состязались в своем мастерстве, здесь хранились произведения искусства и культовые предметы, т.е. было представлено в зачаточном состоянии первое социокультурное назначение музея — научно-просветительское. Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род, накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности.
Наиболее известным учреждением такого рода был Александрийский Му-сейон и Александрийская Библиотека, которые составляли единое целое, т.е. научно-исследовательское и учебное учреждение. Их считают первым научным институтом и величайшим университетом древнего мира. Они были построены в Александрии в начале III в. до н.э. египетским царем Птолемеем I Сотером, а ликвидированы римским императором Аврелианом в 272— 273 гг. Библиотека была уничтожена позже — 1600 лет назад. И музей и библиотека были своего рода учебно-научными учреждениями, во главе которых стоял верховный жрец, и находились на полном содержании египетских царей. «Дочерняя библиотека» (филиал) была создана ок. 235 г. до н.э. Птолемеем III в храме Сераписа — Серапейоне; главная библиотека размещалась в окрестностях дворца, в квартале Брухейон. Идея создания подобного чуда принадлежит философу и общественному деятелю, ученику Аристотеля Де-метрию Фалерскому. Первоначальная структура библиотеки была разработана опять же им, поскольку он был хорошо знаком с устройством библиотеки в Афинах.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «АКАДЕМИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Робота з проблемними кредитами і заходи впливу на них
Коперник и Птолемей
Факторинг
Оцінка
ВИДИ ГРОШОВИХ СИСТЕМ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (06.12.2012)
Переглядів: 476 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП