Среди новых педагогических течений второй половины XX в. можно отметить проект «Город как школа», который появился в 1972 г. в Нью-Йорке. Он задуман для старшеклассников, а также не сумевших получить сертификат об образовании 16—20-летних парней и девушек, неуспевающих в учебе по самым разным причинам — психологическим, физиологическим, социальным (например, умерла мама, папа женился на другой и уехал в другой город, девочка осталась жить с бабушкой, которой была совершенно не нужна, появились сомнительные друзья, стала выпивать, бросила школу). Обычно их списывают со счетов и они пополняют ряды преступников. Современное общество, ориентированное на престижные ценности, вертикальную мобильность и быстрое достижение успеха, ставит подростков с трудным опытом социализации в неравные условия. Оно требует от них того, чего они достичь без помощи со стороны просто не могут: хорошо учись — получишь свидетельство об образовании; будешь иметь свидетельство — сможешь пойти учиться дальше; окончишь университет — будешь иметь хорошую профессию; будешь иметь хорошую профессию — сможешь иметь дом, квартиру, семью. А если человек споткнулся на первом, самом сложном и самом важном этапе? Если что-то случилось, когда ему было всего семь—десять—двенадцать—пятнадцать лет: семейная драма или социальные проблемы, психологические конфликты в школе или нежелание подчиняться ее подавляющим законам заставили ребенка бросить школу? Идея создателей новой формы обучения, которую иногда еще называют продуктивным образованием, заключалась в том, чтобы дать школьникам возможность учиться у настоящих мастеров реальному делу, возвращаясь в здание школы только для того, чтобы проанализировать свое продвижение в учебе и понять, что необходимо сделать для успешной работы. Основное время учебы ребята стали проводить не в стенах школы, а в городе, на конкретных рабочих местах, возвращаясь в собственно школу лишь на один-два дня в неделю. Отсюда и название проекта — «Город как школа». Работая на конкретных местах в городе, ребята постоянно используют и развивают личный опыт, переучиваются, выбирают значимую для себя информацию. Опрос Кого, по вашему мнению, в наши дни должна готовить школа? (всероссийский опрос ВЦИОМ, 1600 респондентов; сумма ответов превышает 100%, так как можно было дать несколько ответов): культурных, образованных людей 68 квалифицированных специалистов 37 хорошего отца, мужа, мать, хозяйку 35 702 критически настроенных людей, способных взять на себя ответственность 35 людей, трезво смотрящих на вещи 33 людей, способных обеспечить свое благосостояние 29 надежных защитников Родины 25 дисциплинированных работников 19 людей, чувствующих все прекрасное 9 людей, не идущих на компромиссы 5 романтиков и энтузиастов О другое 1 затруднились ответить 2 По сравнению с 1988 г. на 8% увеличилось количество людей, желающих, чтобы школа воспитывала культурных и образованных людей, на 9% — количество тех, кто хочет, чтобы школа воспитывала в детях ответственность за себя и свои решения. www.intellectualcapital.ru Сегодня этот проект стал мощной альтернативой классно-урочной системе образования. Например, в Нью-Йорке ребятам предлагают на выбор более трех тысяч разнообразных рабочих мест. Сначала в такой школе учились всего пятнадцать учеников и работали четыре учителя, а сейчас в школе 1200 ребят и 104 преподавателя. Позднее к этому течению стали присоединяться школы, работающие с детьми разных возрастов. Так как не все используют (по разным причинам) рабочие места в городе, было решено объединить все эти школы под названием «продуктивное образование». Их объединяет общая идеология, схожие позиции учителей, способы работы и образовательные эффекты. Сегодня такие школы открыты в Испании, Португалии, Греции, Швеции, Финляндии, Польше, Чешской Республике, Голландии. Только в Берлине есть 14 таких школ. В России развитие продуктивного образования началось с Санкт-Петербурга, есть школы в Москве, Кемерове, Украине, Нальчике28.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Город как школа» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»