До изобретения печатного дела книги приходилось переписывать от руки, поэтому они были редкими и дорогими. Первые книги появились в Японии и Китае в VI в. н.э.: на пластинках из дерева, глины и слоновой кости вырезали иероглифы или картинки и покрывали их тушью. Когда такую пластинку прижимали к листу бумаги, на ней появлялся отпечаток выпуклой части изображения. В XI в. в Китае изобрели подвижные литеры с отдельными буквами или слогами, которые можно было набирать в строчки, а потом использовать снова. В Европу это изобретение пришло 400 лет спустя. Наиболее важное усовершенствование внес в него Иоганн Гутенберг в 1430-х гг., который придумал дешевую, точную и быструю систему отливки литер и стал набирать текст крупными фрагментами. Такой способ печати быстро распространился по всей Европе. Гутенберг вырезал буквы на кусочках твердого металла (руансонах) и вгонял их молотком в матрицу из мягкого металла. Специальной ложечкой заливали смесь олова, свинца и сурьмы в формы. Так получалась литера. Наборщики складывали литеры в слова. В 1455 г. Гутенберг напечатал первую большую книгу — Библию, которая до сих пор считается шедевром полиграфии. По мнению известного французского историка и социолога Люсьена Февра53 — знатока педагогики и просвещения, книгопечатание зарождалось одновременно с зарождением капиталистического производства. Печатни- сиональным — на 0,7 млн человек (на 5%). Впервые при переписи получено число лиц, имеющих послевузовское образование (окончивших аспирантуру, докторантуру, ординатуру), которое составило 0,4 млн человек. Увеличилось на 1 млн (на 5%) число лиц, имеющих среднее (полное) образование. В то же время уменьшилось число лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием. Изменения в уровне образования связаны с вхождением в возрастную группу 15 лет и более многочисленного поколения родившихся в первой половине 80-х гг. прошлого столетия, большая часть которого продолжала повышать свой образовательный уровень. Так, по данным текущей статистики за 1989-2002 гг., было подготовлено и выпущено 7,1 млн специалистов с высшим и 8,3 млн специалистов со средним профессиональным образованием. Это привело к росту уровня высшего и среднего профессионального образования среди молодежи. Численность молодежи в возрасте 16-29 лет с высшим образованием выросла по сравнению
с 1989 г. на 42,5%, со средним профессиональным — на 7,7%. В расчете на 1000 человек в этом возрасте приходится 112 человек с высшим образованием (в 1989 г. — 84) и 225 человек со средним профессиональным (в 1989 г.— 223). В то же время численность юношей и девушек в возрасте 16-29 лет, имеющих только начальное общее образование, увеличилась в межпереписной период в 2,1 раза и составила 0,5 млн человек, из них 70% не учится. Продолжалась тенденция повышения уровня образования и мужчин, и женщин (табл. 2). Впервые перепись населения показала превышение доли женщин, имеющих высшее образование, по сравнению с мужчинами. Уменьшилась доля неграмотного населения в возрасте 10 лет и более с 1,9% в 1989 г. до 0,5% в 2002 г. Среди неграмотного населения 67% — это лица в возрасте 60 лет и более. Подавляющее большинство остальных неграмотных — лица с тяжелыми физическими и умственными недостатками. Впервые при переписи были получены данные о дошкольном обучении детей, которым охваче- 51 ФеврЛ. Бои за историю. М., 1991. С. 302-303. 652
ки вовсе не были просветителями и филантропами. Они создавали только то, что можно было выгодно продать. Таким товаром, когда образование стало распространяться в европейском обществе, стали книги. Они в отличие от иных товаров пользовались повышенным спросом. Кого тогда читали? Может быть, античных писателей? Ни в коем случае. Поначалу, с 1480 по 1500 г., да и позже, греческих трагиков или римских ораторов печатать во Франции, когда во всем королевстве не набралось бы и десятка человек, способных разобраться в античных текстах, огромными тиражами было невозможно. То, что можно было распространить в достаточном количестве, это требники, молитвенники, сборники готовых проповедей, а также книги благочестивого содержания для верующих. Но более всего — в неисчислимом количестве непрерывно издающиеся часословы. Роскошные книги с великолепными гравюрами на дереве и украшениями на полях. Подлинно семейные книги, настольные книги, часто единственные там, где вовсе не читают. но 3,1 млн детей в возрасте 3-6 лет (или 60% от общего числа детей этого возраста), из них в городских поселениях — 2,4 млн. детей (70%), в селе — 0,7 млн детей (40%). В возрасте 6-9 лет 4,7 млн детей (82%) обучаются в общеобразовательных учреждениях, а 11% детей этого возраста продолжают посещать дошкольные учрежде-
ния (в более старшем возрасте это, как правило, учреждения для детей с недостатками физического или умственного развития). Среди детей и подростков в возрасте 7-15 лет перепись зафиксировала 277 тыс. детей (1,6%), которые не посещают образовательные или дошкольные учреждения. Таблица 2
Мужчины Женщины млн человек на 1000 человек млн. человек на 1000 человек 1989 г. 2002 г. 1989 г. 2002 г. 1989 г. 2002 г. 1989 г. 2002 г. Все население в возрасте 15 лет и более, имеющее образование основное общее и выше в том числе имеют: 43,9 51,0 854 922 47,2 58,4 766 885 профессиональное образование высшее (включая послевузовское образование) 6,0 8,6 117 156 6,7 10,8 110 163 неполное высшее 0,9 1,7 17 31 1,0 2,0 17 31 среднее 8,5 13,9 166 251 13,2 19,0 214 289 начальное 9,1 8,7 177 157 5,6 6,7 90 101 общее образование среднее (полное) 10,2 10,3 198 186 10,1 11,0 163 166 основное 9,2 7,8 179 141 10,6 8,9 172 135 653 Вместе с текстами молитв и церковных служб в такой книге можно было найти календарь и святцы, часто — азбуку, чтобы малые дети учились читать; а на чистых листах-форзацах (чистые страницы в конце книги) отец семейства обычно записывал свадьбы, рождения, кончины. Кроме того, с первых печатных станков сотнями, тысячами сходили учебники типа «Как держать себя за столом», набор грамматик для детей, мо- ральные прописи, а также наивные и бесхитростные «правила хорошего тона». Сотнями, тысячами станки печатали королевские указы, собрания законов, кодексы для судей и деловых людей. Сотнями, тысячами печатаются и распространяются эти небольшие и недорогие книжки, написанные для широкого круга читателей. Они проникают во дворцы и замки, в гостиные купцов, не притязающих на ученость: истории о богатырях и великанах, собрания стихов и забавных историй, альманахи, предсказания на будущее, «Пастушеский календарь» с его полезными советами, народные легенды. 1420 год: человеку хочется учиться, нужен учитель. Учитель говорящий, который диктует ученикам. Сидя перед учителем у подножия его кафедры, ученики записывают. Они пишут под его диктовку — в спешке, со множеством ошибок, описок и искажений — слова, которые они ловят налету. Они 654 сами составляют себе книги. Других у них нет. Манускрипты — это предметы роскоши, более того, предметы драгоценные. Самые редкие приковываются цепями к пюпитру, на котором они лежат в бдительно охраняемой библиотеке принца, аббатства, университета. Эта цепь символична. Книгопечатание ее сбросило, вот в чем была его роль. 1500 год: за несколько су одинокий бедняк, желающий учиться, может обзавестись грамматикой, словарем греческого или древнееврейского языка; он может самостоятельно в свободное время, в часы досуга познать самые трудные языки, проникнуть в самые закрытые для непосвященных области знания. Нет теперь нужды в учителях, ведущих урок с высоты деревянной кафедры. Книгопечатание породило несметные тысячи странствующих «учителей», всегда готовых учить повсюду, всех, в любое время, и любой может заполучить такого учителя, какого захочет, по своему выбору. Вот какую великую революцию породило новое искусство — книгопечатание. Создание письменности по своему значению уступает разве что только появлению членораздельной речи. Канадский социолог М. Маклюэн в «Галактике Гутенберга» (1962) писал, что изобретение книгопечатания явилось для Европы таким потрясением, от которого она так и не оправилась. Главным каналом стало зрение, а не слух. Однако в современной культуре происходит вытеснение печатного слова образом. Телевидение как бы воссоздает условия, в которых существовали первобытные племена, не знавшие письменности, но знавшие образы. Итак, устная речь, выполнявшая роль главного связующего звена в обществе, уступила место письму, а впоследствии и печатному слову. Началась эра неречевого восприятия окружающего мира. В наше время аудиовизуальные (кино, телевидение) средства вновь ставят на первое место устную речь и возвращают нас к присущим первобытному человеку моделям восприятия. В XIX в. впервые появляются массовые книги и газеты, доступные широким слоям населения. Достижения науки и производства сделали книгу общедоступным развлечением и в то же время серьезным занятием, средством приобретения новых знаний и овладения современной профессией. Общедоступным явлением стали всеобщая грамотность и научные знания. В середине XX в. крупные города мира превращаются в своеобразные читальные залы. Таким образом, просветительскую роль книгопечатания невозможно переоценить. Без него не было бы европейского образования, а без образования не возникло нашей науки и культуры.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РОЛЬ КНИГОПЕЧАТАНИЯ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»