В 2000-2003 гг. при поддержке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проведено сравнительное исследование уровня знаний 15-летних подростков в 32 странах из Северной и Южной Америки, Европы, Азии, а также Австралии и Новой Зеландии. В этих анкетах школьников спрашивали о составе и имущественном положении семьи, ее культурном уровне, но, кроме того, учащегося просили дать оценку состоянию дисциплины в школе, отношению учителей к занятиям и ученикам, отношению учеников к учителю и школе. Ниже приведены процентные распределения ответов российских школьников, а для сравнения в скобках даны усредненные данные для школ ОЭСР. На уроке стоит шум и царит беспорядок. У вас такого не бывает никогда — 42,6 (20,3); это случается на отдельных уроках — 42,5 (48,1); на большинстве уроков — 7,1 (15,7); на каждом уроке - 5,3 (12,1)37. Ученики неплохо в целом ладят с большинством учителей. Вы с этим совершенно не согласны — 5,3 (7,2); не согласны — 18,0 (25,6); согласны — 60,3 (55,0); полностью согласны — 15,3 (8,9).
Учитель продолжает объяснения до тех пор, пока все в классе не поймут его. У вас такого не бывает никогда — 8,6 (9,3); это случается на отдельных уроках — 28,2 (28,5); на большинстве уроков — 27,4 (28,4); на каждом уроке — 33,8 (30,3). На уроке учитель каждому дает возможность высказать свое мнение. У вас такого не бывает никогда — 5,5 (7,6); это случается на отдельных уроках — 23,7 (23,5); на большинстве уроков — 26,4 (27,0); на каждом уроке — 42,2 (38,2). Школа — это место, куда мне не хочется ходить. Вы с этим совершенно не согласны — 30,1 (28,9); не согласны — 48,9 (37,7); согласны — 13,5 (19,9); полностью согласны — 3,3 (9,4). Сколько времени в день вы читаете для собственного удовольствия? Я вообще не читаю для удовольствия — 19,1 (33,5); полчаса или меньше — 24,2 (28,2); от получаса до часа — 25,4 (19,6); от одного до двух часов — 17,1 (9,5); более двух часов — 12,5 (3,9). Сокращено по источнику: Арапов М.В. Образование по-русски: иллюзия и реальность // Энергия. 2002. № 9. С. 60-64.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Опрос подростков по анкетам ОЭСР» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»