ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ВОЗРОЖДЕНИЕ
Возрождение (XIV—XVII вв.) возникло на гребне восхождения нового класса, разбогатевшего на торговле. Формирование Итальянского гуманизма было длительным процессом (конец XIV— начало XVII вв.), протекавшим во Флоренции, Риме, Милане, Венеции, Неаполе, Мантуе, Урбино, Ферраре, Пизе и других городах. Огромную роль в его развитии сыграли образование и распространение научных знаний. К примеру, общеизвестна роль Платоновской академии, созданной в начале XV в. во Флоренции. В ней, в частности, на протяжении 15 лет преподавал античную философию (философию Аристотеля) византийский философ Иоанн Агриропуло, который перевел на латинский сочинения Аристотеля. Комментарии Агриропуло к «Никомаховой этике» Аристотеля были исключительно популярны в итальянских городах (не только среди его учеников). С академией связаны имена выдающихся гуманистов — Марсилиано Фичино и Джованни Пико делла Мирандола.
В первой половине XV в. гуманистическое образование на базе трудов античного мира становится достоянием высших слоев общества — аристократии и торгово-ремесленнической прослойки общества. Книги античных и современных авторов стали уже пользоваться широкой популярностью даже в средних слоях. Из среды купечества вскоре выделяется слой меценатов искусства. Мелкая буржуазия, неизбежный спутник и верный признак набирающего силу капитализма, становится заказчиком художественных портретов, скульптурных композиций, соборов и общественных зданий. Среди них не последнее место занимают университеты и школы, академии изящных искусств. Вокруг него и обслуживая его, численно множится другой, менее денежный, но более образованный слой — учителя, преподаватели, артисты, художники, ученые, ремесленники. Они обслуживают выс-
Дерюжинский В. Ответ г. профессору И.Г. Тарасову (Как иногда оцениваются диссертации на ученую степень). СПб., 1895. С. 6.
Чиненный А., Стоян Т. Университетский преподаватель: XIX век // Высшее образование в России. 1999. №3. С. 127-136.
589
ший класс, занимая промежуточную ступеньку между ним и низшими классами. Это формирующийся средний класс — экономическая и культурная опора европейской цивилизации. Именно в его определяющей роли, повлиявшей на всю историю европейской культуры, следует, по всей видимости, искать отличительную черту от древневосточных цивилизаций.
Образование и грамотность, которые раньше являлись отличительной чертой и привилегией церковного люда, становятся доступными мирянам. А по мере того как образование открывает путь наверх и выполняет функцию канала вертикальной мобильности, оно превращается даже в социальную потребность горожан. Гуманистические науки уже в середине XV в. завоевывают твердые позиции в ведущих университетах Италии — Флоренции, Болонье, Неаполе, Ферраре и др. Новая интеллигенция вырастает в заметную социальную силу и пользуется широким покровительством правителей, знати. Гуманистическое ренессансное искусство становится достоянием широких слоев общества.
Возникновение и утверждение ренессансной культуры началось с вызова схоластике: под сомнение были поставлены и структура знания, и претендующий на универсальность формально-логический метод. В противовес традиционному комплексу studia divinitatis — познанию божественного — гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний — studia humanitatis, куда входили грамматика, филология, риторика, история, педагогика и этика, ставшая стержнем всего этого комплекса. От термина «studia humanitatis» ведут начало термины «гуманист» (знаток и приверженец studia humanitatis) и «гуманизм». Наметились секуляризация знания, расширение круга университетских дисциплин. Уже в XV в. в итальянских университетах гуманисты стали преподавать не только риторику, но и поэтику, основанную на изучении античной литературы, а также моральную философию.
Эпоха Возрождения, возобновившая интерес к античному наследию, положила начало серьезному занятию филологией. Изучение «свободных искусств» (studia humana) — при том, что все большее значение приобретали дисциплины тривиума, включавшие занятия языками и литературой классической древности, а также всю сферу гуманитарного знания,— получило самостоятельный статус. Оно являлось уделом ученых нового типа, называвшихся по роду своих занятий «гуманистами». Studia humana превратились в studia humaniora («истинно человеческие» науки), или humaniora, под которыми понималось преимущественно изучение тривиума. Это явилось отражением возросшего авторитета гуманитарного знания. Благодаря усилиям гуманистов артистические факультеты ряда университетов, выполнявшие ранее служебную, подготовительную функцию, становятся самостоятельными, начиная уже под названием «философских»64 играть важную роль, не уступая по значимости «старшим» факультетам, значение которых по мере дискредитации средневековой науки постепенно падало.
С развитием сети университетов Европа превратилась в единое образовательное пространство. Тогда преподавание во всех или во многих университетах велось на латыни. На ней же проходили службы в католических
64 Гольцев В. Очерк развития педагогических идей в Новое время (XVI и XVII столетия). М., 1880. С. 45.
590
храмах. Сегодня функцию международного языка общения играет английский. Благодаря этому европейцы могли учиться в любом понравившемся университете и постоянно передвигались из страны в страну. Особое место занимало изучение римского права, которое рассматривалось как единое право всего латинского Запада, а сам он — как прямое продолжение Рима65. В XIV—XV вв. внутри университетов стали выделяться отдельные группы студентов, изучающих близкие по направлениям науки, например медицину или юриспруденцию. Такие группы стали называть коллегиями (colleagues, отсюда — колледжи), а членов этих групп называли коллегами
(от латинского слова «лигарэ» (//'-gare) — связывать и приставки «ко» (со) — вместе). Слова «коллегия» и «коллега» дословно означают «связанные вместе». Сначала так называли общежитие студентов. Со временем в них также стали проводиться лекции и диспуты. В коллегиях вместе учились и трудились студенты и учителя, имеющие близкие склонности, способности к изучению и занятиям данными науками.
Самый старый из существующих колледжей, вероятно, Юнивер-сити-колледж (1249 г.), однако его основание не так хорошо документировано, как основание Мертонского колледжа в 1264 г. Самый старый колледж Кембриджского университета — Питерхауз, основанный в 1284 г. Крупнейший колледж в обоих этих университетах — Тринити колледж (Кембридж), основан в 1546 г.
Постепенно слово «коллегия» было вытеснено нынешним «факультет» — объединением студентов и учителей, посвятивших себя работе и учебе в науках одного направления. По-латыни слово «facultas» означает «способности, возможность». Отсюда же произошло и слово «факультатив» — занятия по способности, по склонности, не требующие обязательного посещения.
Коллегия, которую основал Робер де Сорбон, духовник французского короля,— Сорбонна — постепенно разрослась и дала свое название всему Парижскому университету — самой крупной высшей школе средневековья. К концу XV в. в Европе существовало около 80 университетов, численность которых была самая разная: в Парижском университете в XIV в. обучалось около 3 тыс. человек, в Пражском — 4 тыс., в Краковском — 904 человека66. Многие из них существуют и по сей день, заслуженно гордясь своей богатой историей и бережно сохраняя старинные традиции.
Блестящие примеры такого рода дает, в частности, история Венского, Эрфуртского, Виттенбергского и ряда других европейских университетов, в которых развернули свою деятельность гуманисты: Конрад Цельтис, Уль-рих фон Гуттен, Филипп Меланхтон и другие, прославившиеся своими усилиями в области классической филологии и ренессансной педагогики. По
Садовничий В.А. и др. Университетское образование. М., 1995. С. 95.
Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск, 1993; Роуг В. Университет как явление средневековой культуры // Вестн. высшей школы (Alma mater). 1990. № 7, 8.
591
инициативе гуманистов, недовольных засильем схоластики в университетах, открываются филологические школы высшего типа, среди них College de France, основанная Франциском I по настоянию Гийома Бюдэ. В ней существовали кафедры древнееврейского, греческого и латинского языков67. Пробуждение самосознания личности, гуманистическое внесословное понимание достоинства, благородства человека, высокая оценка роли разума и земной славы — все это были общие приметы европейского гуманизма. Гуманисты эпохи Возрождения вносили изменения в предмет, методы, цели образования, способствуя его секуляризации и сближению с практической жизнью. Резко расширялся круг изучаемых древних авторов, острой критике подвергались традиционные учебники, формализм схоластической логики, труды средневековых комментаторов. Как и в Италии, главным принципом становилось обращение к первоисточникам, в частности к но-вонайденным. Использовались тексты, очищенные от средневековых искажений методами историко-филологической критики, примеры которой дали итальянцы. Гуманисты в своей педагогике неразрывно связывали задачи образования с задачами воспитания в духе гуманистической этики, личной и гражданской, а также с эстетическими целями — совершенствованием вкуса, языка и стиля по образцам классической латыни68.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВОЗРОЖДЕНИЕ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит акцизного збору
СТАДІЇ ТА ЗАКОНОМІРНОСТІ РУХУ КРЕДИТУ. ПРИНЦИПИ КРЕДИТУВАННЯ
ФОРМИ І ПРОЦЕДУРИ ФУНКЦІОНАЛЬНО-ВАРТІСНОГО АНАЛІЗУ
Визначення вартості капіталу
Гіринг і вартість капіталу


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (06.12.2012)
Переглядів: 480 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП